«Платформа»: к резне в ТЦ «Новая Европа» привела халатность врачей

Ранее Владиславу Казакевичу был установлен диагноз «шизотипическое расстройство», но этот диагноз не был учтен при экспертизе.

У напавшего с бензопилой и топором на посетителей столичного торгового центра «Новая Европа» Владислава Казакевича в 2014-м году диагностировали психическое заболевание — шизотипическое расстройство (в старой классификации — вялотекущая шизофрения).

Об этом говорится в материале, опубликованном 1 ноября на сайте правозащитной организации «Нью платформ инновейшн». В тексте отмечается, что данный диагноз не отражен в заключении экспертной комиссии, на основании которого Казакевича судили как вменяемого и отвечающего за свои действия.

Как говорится в материале, с 09.10.2014 г. по 21.10.2014 г. Казакевич В.В. после очередной – четвертой —  попытки суицида попал на стационарное лечение в РНПЦ психического здоровья с первоначальным диагнозом «Умеренный депрессивный эпизод. Шизотипическое расстройство. Парасуицид. Шизофрения?». При этом, как указывают врачи, он высказывал суицидальные мысли: «Надо закончить начатое».

После выписки из РНПЦ психического здоровья Казакевич поступает на диспансерный учет в городской клинический детский психиатрический диспансер Минска с диагнозом «шизотипическое расстройство».

В диспансер с разницей в три дня приходят два факса-выписки из амбулаторной карты Казакевича.

24.10.2014 г. в адрес заместителя главного врача диспансера Литвиновой О.С. приходит первый факс, имеющий надпись «Вызвать срочно!» (пациента. — ред.), с диагнозом «умеренный депрессивный эпизод» и припиской от руки: «Не исключено шизотипическое расстройство. Шизофрения?».

27.10.2014 г. приходит еще один факс-выписка с окончательным диагнозом «шизотипическое расстройство», который в дальнейшем подтвердится официальной выпиской с таким же диагнозом.

Отметим, что в обоих факсах пациент указан как Казакевич Ярослав Валентинович, хотя все остальные данные совпадают.

Однако, отмечается в сообщении «Нью платформ инновейшн», после поступления этих документов из РНПЦ психического здоровья в диспансер лечить Казакевича продолжат от «умеренного депрессивного эпизода», фактически проигнорировав диагноз, поставленный в РНПЦ психического здоровья.

За 8 месяцев до нападения на ТЦ «Новая Европа» Казакевича сняли с диспансерного учета по его личному заявлению с диагнозом «акцентуация личностных черт по шизоидно-эпилептоидному типу (тенденция к формированию расстройства личности). Умеренно депрессивный эпизод в анамнезе». 

«Нью платформ инновейшн» отмечает, что, таким образом, никакого шизотипического расстройства личности у Казакевича В.В. после снятия с учета не констатировалось, и речь о заболевании больше не шла. Хотя данный диагноз никем не снимался и вопрос о его отмене перед комиссией не стоял.

Согласно выводам судебно-психиатрической экспертизы, что Казакевич В.В. в периоды, относящиеся к инкриминируемым деяниям, сохранял способность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.

При этом, как утверждается в сообщении правозащитников, в 78-страничном заключении нет ни одного упоминания о первоначальном диагнозе «шизотипическое расстройство», хотя он имеет статус бессрочного. 

«Мы далеки от мысли, что в действиях врачей кроется злой умысел, но то, что именно их халатность привела к трагедии в ТЦ «Новая Европа» — очевидно. Как очевидно и то, что проведенная экспертиза вызывает ряд обоснованных сомнений в своей объективности, всесторонности и полноте», — отмечается  в сообщении «Нью платформ инновейшн».

Документы, подтверждающие имевшийся у Казакевича диагноз «шизотипическое расстройство», правозащитной организации предоставил Валентин Казакевич — отец Владислава.

 

Напомним, трагедия произошла 8 октября 2016 года.17-летний Казакевич пришел в торговый центр убить, по его же словам, как можно больше людей. От рук Казакевича погибла 43-летняя продавец Елена Александронец. Нападавший нанес ей два удара бензопилой, а после того, как пила заглохла, добил топором, который прятал в чехле от гитары.

Телесные повреждения получили еще две женщины, одна испытала психологическую травму.

Казакевич был обезврежен работниками и посетителями торгового центра, а затем задержан прибывшими сотрудниками милиции.

Также было установлено, что накануне он хотел устроить резню в университете «МИТСО», где учился, но у него не завелась пила.

Заявления парня в суде поразили общественность. Он говорил, что ему было все равно, кого убивать, и сожаление он испытывает только от того, что не смог исполнить свой план по массовым убийствам.

3 марта 2017 года Мингорсуд приговорил Казакевича к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав его виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 и ч. 2 ст. 139 (приготовление к убийству двух и более лиц), ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 139 (покушение на убийство двух и более лиц), ч. 2 ст. 139 (убийство, совершенное с особой жестокостью из хулиганских побуждений), ч. 1 ст. 339 (хулиганство) УК. 13 июня 2017 года Верховный суд, рассмотрев дело в апелляционном порядке, оставил приговор без изменений.

Отбывая наказание в шкловской колонии № 17 Казакевич 12 октября выхватил из рукава самодельный нож и попытался напасть на контролера. Потерпевшего забрали в больницу. В настоящее время Казакевич находится в могилевской тюрьме № 4, ему предъявлено обвинение в покушении на убийство.