Кто вбивает последний гвоздь в крышку гроба белорусского образования?

«Создается впечатление, что реформа белорусского образования нужна кому угодно, только не нам самим».

Снимок носит иллюстративный характер

Депутаты не дождались новой редакции проекта Кодекса об образовании. И парламентские слушания о проблемах национальной системы образования, запланированные на 29 ноября, были перенесены на неопределенный срок.

 

В парламенте новую редакцию проекта Кодекса не видели?

Перенос слушаний председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко объяснил тем, что в парламент пока не поступила новая редакция проекта Кодекса об образовании.

Слушания были назначены еще 25 октября, депутаты ждали проект Кодекса почти до последнего. Остается загадкой, как они и другие участники слушаний за несколько дней планировали изучить почти 400-страничный документ.

Кодекс об образовании вступил в силу 1 сентября 2011 года. Проект новой редакции документа был опубликован на сайте Министерства образования 1 февраля и должен был быть представлен в Палату представителей до июля.

В мае министр образования Игорь Карпенко заверял, что проект новой редакции Кодекса об образовании внесут в Совет министров в ближайшее время:

«Практически закончилось общественное обсуждение. Сейчас проект кодекса мы еще раз направили на дополнительное согласование в облисполкомы, Мингорисполком, в министерства и ведомства. В ближайшее время постараемся внести в Совет министров для рассмотрения и последующего внесения в парламент страны».

По словам министра, во время общественного обсуждения поступило более 50 предложений от граждан и юридических лиц. Все они проанализированы, некоторые были учтены при доработке проекта. Депутатский корпус, по его словам, также был подключен.

25 октября во время назначения даты слушаний председатель парламентской комиссии по образованию, науке и культуре Игорь Марзалюк заявил, что Кодекс требует «существенной доработки, включения в него новых положений».

Эти положения касаются использования дистанционных технологий в образовательной практике, сетевого взаимодействия учреждений образования, развития государственно-частного партнерства в сфере образования, разработки совместно с рынком труда механизмов формирования государственного заказа подготовки кадров.

И вот, оказывается, что в парламенте документа нет до сих пор. В такой ситуации логично перенести слушания, считает эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

«Это не только узко юридический, это политический документ, который должен отображать политику в сфере образования Беларуси. Парадокс заключается в том, что депутаты в формировании этой политики участия не принимают. Похоже, им выдадут неизвестно кем подготовленный проект. Вот уж действительно нет места для дискуссий в парламенте, в том числе в части образовательной политики», — отметил Дунаев в комментарии для Naviny.by.

«В целом непонятно, что из предложений общественности было учтено. А вдруг прислушались к тем, кто предлагал не модернизацию, а консервацию образования?» — волнуется эксперт.

Между тем 23 ноября «Говори правду» провело публичную дискуссию «Образование в Беларуси: каким оно будет, решим вместе». Предполагалось, что встреча экспертов состоится как раз накануне слушаний в парламенте. Но прямо по ходу дискуссии ее участников огорошила новость о переносе слушаний.

«Сейчас настолько много откликов на Кодекс, что, как я понимаю, их нужно систематизировать, — сказала заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам Ольга Попко. — Мне кажется, поняли, что не готовы, потому что был шквал всего, очень разрозненного, и в этом причина (переноса слушаний. — Naviny.by). Мне кажется, это очень неплохо, работа будет более системной».

 

Почему так важен Кодекс об образовании?

Этот документ должен обеспечить законодательную базу для модернизации белорусского образования. Алгоритм реформы высшей школы прописан в дорожной карте — обязательствах, взятых на себя белорусской властью в 2015 году при вступлении в Болонский процесс.

Согласно документу, все эти обязательства должны быть закреплены в законодательстве в 2017 году.

У Беларуси был шанс модернизировать высшее образование в рамках выполнения дорожной карты, но его упустили, считает Владимир Дунаев.

Если бы был принят вариант Кодекса, опубликованный в феврале, положения дорожной карты были бы выполнены на 25-30%, считает эксперт: «Теперь вообще ничего не успеваем. Беларусь показала себя как недоговороспособная страна. И, что примечательно, создается впечатление, что от выполнения обязательств мы уклоняемся назло врагу, будто реформа белорусского образования нужна кому угодно, только не нам».

Между тем, подчеркнул эксперт, «очевидно, что в стране есть проблема и с академическими свободами, и с дискриминацией студентов частных вузов. У нас избыток людей с дипломом, но работодателю трудно найти человека с соответствующей квалификацией и определенными компетенциями».

Дунаев перечислил некоторые положения дорожной карты, которые Беларусь не выполнила. Часть из них невозможно выполнить без внесения изменений в Кодекс об образовании, а некоторые можно ввести хоть завтра.

Например, к концу 2017 года власти обязались разработать план обеспечения автоматической бесплатной выдачи приложения к диплому (Diploma Supplemen) в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО, на распространенном языке (помимо русского).

Не внесены изменения в существующую систему выдачи разрешений на поездки за границу студентов и преподавателей. До сих пор студент или преподаватель, если он едет на стажировку в заграничный вуз сроком более 10 дней, должен получить разрешение Министерства образования.

Не создана национальная рамка квалификации, не изменена система распределения выпускников, возможность избирать ректоров и введение студенческого самоуправления тоже под вопросом.

Нет движения в части правовой основы для создания независимого агентства контроля качества образования в соответствии с европейскими стандартами. Минобразования само учит школьников и студентов и само оценивает результаты работы.

 

«Достаточно и других виноватых»

Однако можно ли говорить, что Министерство образования единолично вбивает гвоздь в крышку гроба белорусского образования?

Есть и другие причастные, отметил Владимир Дунаев. Он не исключает, что проект нового Кодекса об образовании тормозится в том числе из-за необходимости многочисленных согласований в различных ведомствах.

Например, если мы говорим о национальной рамке квалификации, ее разработкой занимается Министерство труда и соцзащиты. А без этого документа рынок труда и рынок образования не находят друг друга, потому что сфера производства никак не влияет на систему образования.

Наконец, дать свободу студентам в самоорганизации и позволить участвовать в управлении университетами невозможно, если не будет отменена уголовная ответственность по статье 193-1 (деятельность от имени незарегистрированной организации), а регистрация студенческих организаций будет такой же сложной, как теперь.

Все это вместе отдаляет нас от Болонского процесса, из которого Беларусь не исключат — нет такой практики.

Неспособность выполнять международные договоренности бьет по имиджу страны, а во-вторых, у Беларуси нет других возможностей совершить рывок в развитии, кроме как делать ставку на интеллект, считает эксперт Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

«Образование — единственный шанс для Беларуси. У нас вообще нет никаких возможностей для развития, кроме как развивать систему образования, модернизируя ее и делая конкурентной, начиная со средней школы», — заключил он.




Оставьте комментарий (0)