«Беларусьфильм» заплатит Кончаловскому за кино, снятое другим

Фильм «Следы на воде», снятый к столетию белорусской милиции, уже второй раз попадает в грандиозный скандал.

Белорусские сценаристы и режиссеры копейки считают, а киностудия «Беларусьфильм» разбрасывается десятками тысяч долларов. Таким гневным постом, подкрепленным копиями документов, в «Фейсбуке» разразился сценарист и драматург Андрей Курейчик.

Егор Кончаловский. Фото ru.hellomagazine.com

 

Пригласили звездного режиссера, но денег не нашли

«Единственный полнометражный фильм, представленный «Беларусьфильмом» в прокат в этом 2017 году — «Следы на воде». Сценарий фактически «отжали» у режиссера Андрея Голубева (многие помнят ту некрасивую историю). Отжали с одной целью — пригласить знаменитого московского режиссера, чтобы ознаменовать начало директорства на студии Игоря Поршнева. Выбор пал на Егора Кончаловского (по паспорту Георгия Михалкова)»,пишет Андрей Курейчик.

Из опубликованных им документов следует, что в апреле 2016 года студия заключила с Егором Кончаловским договор на съемки фильма, в мае договор был дополнен пунктом с суммой гонорара — более 125 тысяч долларов, выплачиваемой из «привлеченных источников» поэтапно, но таким образом, что к первому съемочному дню режиссер должен был получить половину оговоренной суммы.

 

Однако в итоге фильм снял белорусский режиссер Александр Анисимов. Команда Кончаловского к фильму в том виде, в котором он вышел на экраны, отношения не имеет.

 

 

Как следует из письма Егора Кончаловского на имя президента Беларуси, заключавший с российским режиссером договор директор «Беларусьфильма» свои обязательства не выполнил. Кончаловский утверждает, что Поршнев не нашел дополнительное финансирование, а выделенные на фильм бюджетные деньги потратил на другие нужды.

В результате команда Кончаловского, как он пишет в письме на имя Лукашенко, в условиях почти полного отсутствия финансирования подготовила проект к съемкам, но из-за отсутствия денег на сами съемки была вынуждена вернуться в Москву.

«И в этот момент начинается невообразимое в мире кино: г-н Поршнев начинает съемки с другой, неизвестной нам группой. И это находясь в законных контрактных отношениях с нами. Все наши договоры — действующие, претензий к ним нет, а Поршнев тихонько снимает теперь уже заведомо плохое кино», — написал Егор Кончаловский в письме, датированном 18 октября 2016 года.

 

В поисках здравого смысла

Тем временем экономическое положение киностудии «Беларусьфильм» скатывается на уровень, близкий к банкротству.

 

Однако директор киностудии признает долги перед Егором Кончаловским и его командой и пишет резолюцию, согласно которой они должны быть уплачены.

 

К российскому режиссеру претензий быть не может, ведь договор есть договор, отметил Андрей Курейчик в комментарии для Naviny.by. Но неизбежно возникает вопрос о то, каким образом расходует средства «Беларусьфильм», когда молодые режиссеры «вынуждены по копейкам собирать микроскопические бюджеты на свои фильмы».

«И в то же время господин Поршнев, естественно с ведома Бориса Светлова (бывший министр культуры. — Naviny.by) и Ирины Дриги (первый заместитель министра культуры. — Naviny.by), с легкостью готов был платить по 60 тысяч долларов «ассистентам» режиссера (что больше, чем годовая зарплата самих Поршнева, Светлова, Никифорова и Дриги вместе взятых). Друзья, скажите, это нормально? Это ради этого мы отдаем свои налоги национальному кинопроизводителю? Вообще здравый смысл когда-нибудь будет на этой несчастной студии и в этом несчастном министерстве???» — пишет Курейчик.

Отметим, что Минкульт уже отрицал, что российскому режиссеру были отданы деньги налогоплательщиков.

«Никогда не рассматривался вопрос, чтобы работа Егора Кончаловского оплачивалась за счет бюджетных средств. Полагалось, что это будут привлеченные средства партнеров. Вместе с тем, когда ни сам Кончаловский с его компанией, ни партнеры не выказали заинтересованности в финансировании гонорара режиссера, от его услуг было решено отказаться», — отмечала первый заместитель министра культуры Ирина Дрига.

Naviny.by не получили оперативный ответ от Министерства культуры на вопрос, какая сумма и из каких источников была уплачена согласно договору режиссеру Егору Кончаловскому, и направили в ведомство письменный запрос.

 

Никифоров: разбираться надо по документам, а не по эмоциям

Назначенный в начале этого года художественным руководителем «Беларусьфильма» Вячеслав Никифоров считает, что Александр Анисимов «совершил героический поступок», сняв «Следы на воде».

«Фильм — это сложный финансовый производственный организм, это не только творчество. И когда студии нужно было это сделать (снять фильм. — Naviny.by), а сроки оставались очень маленькие, Анисимов сделал это в короткие сроки. Это производственный подвиг: картина сложная постановочно», — отметил Никифоров в комментарии для Naviny.by .

При этом у него есть претензии к сценарию, и он их уже высказывал.

Намерение пригласить на проект российского режиссера Никифоров считает нормальным, так как, по его мнению, вести разговоры на тему, «почему не наши актеры и режиссеры», — это значит вариться в собственном соку «при том, что у культуры нет четких границ».

Что касается финансовой стороны съемок «Следов на воде», то, отметил худрук киностудии, «не специалистам, не бухгалтерам, не представителям контрольных органов очень трудно разобраться, это надо делать не по эмоциям, а по документам».

 

«У нас манера — разругаться»

Никифоров затруднился ответить на вопрос, почему Егор Кончаловский не стал в конце концов снимать фильм, который, по сути, под него забрали у белорусского режиссера Голубева.

Режиссер Андрей Голубев, известный по картинам «Чаклун и Рубма» и «Краповый берет», в 2015 году стал победителем республиканского конкурса кинопроектов со сценарием фильма «Следы на воде».

С тем, что режиссура фильма была передана Егору Кончаловскому, он был не согласен и обратился с письмом к президенту Беларуси, где подробно изложил свою позицию. Среди прочего обратил внимание, что на общих условиях победил в конкурсе, в котором могли участвовать только граждане Беларуси.

Кроме того, Голубев затронул и финансовый вопрос. По его словам, бюджет фильма составил около 20 млрд рублей (по курсу на тот момент 1,1 млн долларов).

«Гонорар Кончаловского гораздо выше, чем у белорусских режиссеров. В России совершенно другие расценки. Там режиссер получает 10% от бюджета картины (то есть 100 тысяч долларов применительно к бюджету фильма «Следы на воде». — Naviny.by),говорил он. — Мой гонорар по прошлым картинам составлял 5-6 тысяч долларов».

Вячеслав Никифоров так комментирует конфликт: «Надо всегда держаться в рамках профессии. Это родная студия. В конце концов, начальники приходят и уходят, а студия остается. И, наверное, он (Голубев. — Naviny.by) мог бы уже работать, он не последний режиссер. Однако у нас манера — разругаться. Иногда не человеку перекрывают кислород, он сам себе закручивает краны».

О прежнем руководстве «Беларусьфильма» Никифоров говорит, что «они развалили студию». Нынешний директор Игорь Поршнев был назначен на должность в конце августа 2015 года, сменив Олега Сильвановича.

«Когда я пришел в январе 2017-го на работу, мне чайник не могли найти. Не было ни копейки оборотных средств», — заявил Никифоров.

Сейчас же, по его словам, «те, кто не вложил ни кирпича в восстановление, обливают грязью «Беларусьфильм». Тех, кого надо было бы упрекнуть, давно нет на киностудии. Я работаю 50 лет в белорусском кино и знаю, что самое поганое для белорусского кино — раздоры внутри, свары и борьба людей, которая выносится наружу».

«Если у кого-то серьезные претензии, пусть поступают как граждане своей страны и грамотно обращаются в соответствующие инстанции, а не засоряют социальные сети», — сказал худрук киностудии.

 

 




Оставьте комментарий (0)