Светлана Кулеш. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Обратиться к шведскому опыту

Светлана КУЛЕШ

Светлана КУЛЕШ

Окончила отделение социологии БГУ (2001 г.). Кандидат социологических наук (2004 г.), доцент. Координатор исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), действующего при Школе молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA. Имеет многолетний опыт работы в системе высшего образования и дополнительного образования взрослых.

 

В разгар кампании по выборам в местные советы депутатов возникло желание напомнить о том, каким на самом деле должно быть местное самоуправление, какова должна быть роль местных депутатов и почему это так важно для каждого из нас и для страны в целом.

Необходимость существования сильного, эффективного, в значительной степени автономного от центральных властей местного самоуправления очевидна: проблемы у разных регионов могут отличаться, и, естественно, именно на местном уровне будут виднее пути их решения.

Соответственно, увеличивается скорость разрешения проблемных вопросов, повышается эффективность использования бюджетных средств, а также вовлеченность граждан в процессы принятия управленческих решений. Это способствует региональному развитию в целом, о котором так много говорится у нас в последнее время.

Почему мы предлагаем обратиться к шведскому опыту местного самоуправления?

Дело в том, что многие десятилетия показатели социально-экономического развития этой страны свидетельствовали о том, что шведам удалось построить социально ориентированного государство в истинном смысле этого слова: бесплатное качественное образование, бесплатная качественная медицина, высокие доходы и пенсии, высокий уровень социальных гарантий и социальной защищенности и пр. Значительная роль в этом принадлежит именно местному самоуправлению.

Тут необходимо упомянуть об административном делении Швеции на общегосударственный уровень, региональный (21 лен) и муниципальный (288 коммун). Следует отметить, что в определенный исторический момент Швеция тоже столкнулась с проблемой урбанизации и вымиранием малых населенных пунктов. Это стало стимулом для совершенствования системы местного самоуправления. Одной из ключевых задач было экономическое укрепление муниципалитетов, в чье распоряжение на современном этапе и поступает большая часть подоходного налога, размер которого варьируется от 29% до 35%.

Почему же местных жителей устраивает такой высокий уровень налогов?

Все дело в высокой степени социального доверия (т.н. social trust), которое вышло за пределы ближайшего круга семьи и близких друзей и теперь отражает степень доверия государственным институциям. В частности, этому способствует максимальная доступность информации, в том числе и о расходовании местных бюджетных денег, большую часть которых составляют налоговые выплаты граждан (около 70%).

Особый интерес в этом контексте вызывает организация местного самоуправления в коммунах, так как именно на этом уровне решается весьма широкий круг проблем. В том числе: социальное обеспечение (социальные пособия, поддержка малообеспеченных семей, безработных, опека и попечительство, программы для молодежи и т.д.); услуги по уходу за престарелыми; специальный уход за инвалидами, помощь лицам с отставанием в умственном развитии; образование (кроме высшего), пожарная служба, коммунальные дороги, планирование застройки, жилищное строительство, прежде всего коммунального жилья (более дешевого по сравнению с частным), охрана природы и окружающей среды, управление коммунальной собственностью, в том числе землей, и сдача ее в аренду и др.

Все эти услуги, по сути, финансируются налогами местных жителей на основании решений органов местного самоуправления.

Органами самоуправления на уровне коммун выступают советы коммун и исполнительные комитеты. Советы коммун избираются прямым голосованием местных жителей. Это чем-то напоминает ситуацию у нас с выборами представителей в местные советы депутатов.

Принципиальная разница между нашими странами состоит в том, что в Швеции советам коммун принадлежит право на принятие практически всех решений, затрагивающих интересы коммуны. И в первую очередь — решение о формировании местного исполнительного комитета, выборы председателя, а также формирование профильных комитетов из числа членов совета коммуны. Основная задача каждого местного исполнительного комитета — выполнение решений совета своей коммуны.

В нашей стране главы областных исполнительных комитетов назначаются президентом, которые по согласованию с ним же назначают глав районов.

В Швеции решения совета коммуны не подлежат прямому контролю со стороны государства и могут быть отменены административным судом только на основании обращения жителей. Таким образом, в условиях честных прозрачных выборов у граждан не возникает сомнения, что именно они влияют на процессы принятия управленческих решений через избранных депутатов советов коммун.

Безусловно, без учета социально-исторического контекста невозможно понять, в чем кроются корни силы и авторитета местного самоуправления. Не последнюю роль тут играет пресловутая протестантская этика: обогащение честным трудом и развитие своей общины, коммуны, прихода.

В то же время только историческая близорукость позволит утверждать, что у белорусов (в отличие от шведов) нет вековых традиций эффективного местного самоуправления в полном смысле этого слова. Достаточно упомянуть пресловутое Магдебургское право, которым обладали многие города на территории современной Беларуси.

Но с тех пор мы уже порядком подзабыли, как это должно работать. Так может быть настало время вспомнить?

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 

 




Оставьте комментарий (0)
  • В целом согласен, за исключением вот этого: "В Швеции власть плюет на свою конституцию?" Белорусская власть не плюет на свою конституцию, она ее соблюдает. Потому что если пролистать все эти первые разделы о правах и свободах и прочие юридические финтифлюшки и обратиться к сути, то зафиксировано-то у нас совсем другое. А именно - любые права граждан РБ реализуются по усмотрению президента РБ. Вот страна и имеет ровно столько прав, сколько захочет ей дать ее первое лицо. Не менее, но и не более :-)
  • В целом согласен, за исключением вот этого: "В Швеции власть плюет на свою конституцию?" Белорусская власть не плюет на свою конституцию, она ее соблюдает. Потому что если пролистать все эти первые разделы о правах и свободах и прочие юридические финтифлюшки и обратиться к сути, то зафиксировано-то у нас совсем другое. А именно - любые права граждан РБ реализуются по усмотрению президента РБ. Вот страна и имеет ровно столько прав, сколько захочет ей дать ее первое лицо. Не менее, но и не более :-)