Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Не нагонять «потысяче»

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Интересно наблюдать за тем, как в риторике Лукашенко «папиццот» долларов трансформировались в «потысяче» рублей. Может быть, ему кто-то подсказал, что при плавающем курсе куда проще выполнить обещание «потысяче» рублей, чем «папиццот» долларов?

Так это или нет, нам остается только гадать, но то, что руководство страны решительно настроено увеличивать рублевые зарплаты, очевидно.

Возможными предпосылками к новой кампании по доведению средних зарплат до очередного психологического уровня являются ожидания населения, о которых докладывают Лукашенко.

Например, согласно ноябрьскому опросу Нацбанка, ощущаемый уровень инфляции среди населения составляет 12,9% против официального — 6,2%. Ожидаемый уровень инфляции на следующий год оказался на уровне 11,9%, в то время как официальный прогноз колеблется в пределах 6-7%.

Как видим, ощущения и ожидания превышают реальные показатели и прогнозы почти в два раза. Соответственно и ожидания по росту заработной платы среди населения могут превышать реальные возможности экономики раза в два.

В этой ситуации правительство вынуждено подстраиваться под ожидания граждан и требования президента, который эти ожидания озвучивает.

Так, в консолидированном бюджете на 2018 год предусмотрен рост расходов на выплату зарплат бюджетникам на 14%, пенсий — на 12%. Это почти точное совпадение с завышенными ожиданиями, хотя и не дотягивает до необходимого роста на 18-19%, чтобы получилось «потысяче». Скорее всего, и остальной экономике также будет доведен ориентир роста зарплат в коридоре 12-14%.

Но есть ли резервы для роста? Как мы уже знаем, 6% роста съест инфляция, затем в соответствии с очень оптимистичным прогнозом правительства ВВП страны вырастет на 3,5%. Откуда возьмутся оставшиеся 3-5% роста зарплат?

Как видно из аналитического обозрения Нацбанка, резервов для роста уже не осталось: по итогам девяти месяцев 2017 года темпы роста зарплаты превысили темпы роста производительности труда.

А дальше есть два наиболее вероятных сценария: наращивание зарплат административными методами либо сокращение числа рабочих мест и рост безработицы.

Первое приведет к увеличению импорта и спроса на валюту, что неминуемо отразится на курсе рубля. Второе станет причиной роста социальной напряженности на фоне новой редакции «тунеядского» декрета.

Можно, конечно, и не выполнить обещание по росту зарплат, но, скорее всего, будет выбрано какое-то сочетание из первого и второго сценариев.

Наилучшим сценарием было бы дать возможность бизнесу развиваться и платить заветные «потысяче», основываясь на рыночных стимулах, а не административном принуждении. Но это была бы совершенно другая экономическая политика и совершенно другая страна.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 




Оставьте комментарий (0)