От перестановки слов избирательное законодательство лучше не станет

Официальный Минск может выполнить некоторые рекомендации ОБСЕ, касающиеся поправок в избирательное законодательство. Но только те, которые не изменят сути избирательной механики по-белорусски.

В 2017 году в Беларуси много говорили о возможных изменениях в избирательное законодательство, но ничего так и не было сделано. Эксперты объясняют проволочку тем, что на этот счет все еще не принято политическое решение.

Фото allby.tv

Однако они не исключают некоторых технических поправок в избирательное законодательство после местных выборов 18 февраля 2018 года.

 

ОБСЕ давно настаивает

Еще по итогам президентских выборов 2015 года Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ сделало ряд рекомендаций, как улучшить белорусскую избирательную систему.

Власти не то чтобы совсем отмахнулись. Созданная по распоряжению Александра Лукашенко межведомственная экспертная группа разработала ряд второстепенных предложений по улучшению избирательного процесса, которые Центризбирком отразил в методических пособиях для членов избирательных комиссий и прочих своих документах. В ЦИК заявили, что эти новшества, в частности, повысят прозрачность подсчета голосов и улучшат условия работы наблюдателей.

Новшества, однако, не вызвали аплодисментов Европы. В итоговом отчете наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ говорилось, что парламентские выборы 2016 года в Беларуси были хорошо организованы, но ряд давних системных недостатков не решен, законодательство ограничивает политические права и основные свободы и вообще носит чрезмерно ограничительный характер. Эксперты призвали Беларусь продолжить работу над улучшением избирательного законодательства.

И поначалу некий процесс наблюдался. Последнее заседание межведомственной рабочей группы состоялось 31 января 2017 года. На следующий день наработки были переданы Лукашенко. Планировалось, что еще в марте у главы государства пройдет совещание по вопросам избирательного законодательства, однако оно так и не состоялось.

Между тем глава Центризбиркома Лидия Ермошина заявила БелаПАН, что рабочая группа учла около 50% рекомендаций ОБСЕ.

Первым направлением изменений в Избирательный кодекс Ермошина назвала ввод в него норм, которые действовали во время парламентских выборов 2016 года в виде постановлений и рекомендаций ЦИК. Они касались формирования избирательных комиссий путем рейтингового голосования, порядка размещения наблюдателей на избирательных участках и особенностей предвыборной агитации.

Также рабочая группа предлагала ввести в закон институт члена окружной и территориальной комиссии с правом совещательного голоса не только для представителей политических партий, но и для кандидатов на выборные должности.

Кроме того, предполагалось ограничить присутствие госчиновников высокого уровня в комиссиях, распространить запрет на включение в них не только руководителей местной вертикали, но и их заместителей и глав подразделений, за исключением управления организационно-кадровой работы.

Рабочая группа также предлагала норму, которая позволит политическим партиям и общественным объединениям выдвигать в избиркомы не только своих членов, но и представителей посредством любых своих организационных структур.

 

Оппозиции сказали: от винта!

Свои предложения по реформированию избирательного законодательства разработала и экспертная группа, созданная оппозицией. Эти предложения предусматривают переход на смешанную, пропорционально-мажоритарную избирательную систему, а также норму о том, что представители каждого кандидата должны обязательно включаться в состав избирательных комиссий.

По мнению независимых экспертов, необходимо законодательно закрепить норму, гарантирующую открытый и гласный подсчет голосов (чтобы каждый член комиссии и наблюдатель мог видеть содержание каждого бюллетеня), а также сократить срок досрочного голосования с нынешних пяти до двух дней.

Еще в апреле 2017 года демократические силы заявляли, что намерены настаивать на включении в повестку сессии Палаты представителей проекта поправок в избирательное законодательство. Для этого планировалось использовать мандат депутата, члена Объединенной гражданской партии Анны Канопацкой. Но внести разработанный оппозицией проект поправок на рассмотрение парламента в 2017 году так и не удалось.

В частности, ЦИК отказался согласовывать предложенные Канопацкой поправки в избирательное законодательство.

«Мне ответили, что Центральная избирательная комиссия рассматривает только те законопроекты, которые предусмотрены планом подготовки законопроектов, утверждаемым указом президента. Это принципиальное нарушение Конституции, в соответствии с которым депутат является субъектом права законодательной инициативы, и я имею право инициировать любой законопроект, собрав мнения заинтересованных государственных органов для внесения его в Палату представителей. ЦИК как раз и является таким органом», — заявила депутат БелаПАН.

Канопацкая намерена соблюсти все установленные законом процедуры и все же вынести подготовленные оппозицией предложения на обсуждение Палаты представителей.

 

Три принципиальных пункта

Координатор кампании «За свободные выборы» Виктор Корнеенко считает, что вопрос об изменениях в избирательное законодательство затих из-за того, что власти не желают что-либо менять в этой сфере.

«Лукашенко со всей своей командой, призванной обеспечивать несменяемость власти, чувствует себя очень неуверенно, — сказал Корнеенко в комментарии для БелаПАН. — Есть один способ обеспечить вечное его нахождение у власти — это фальсификации. А фальсификации делаются по известным формулам — досрочное голосование с последующей заменой бюллетеней, отказ от прозрачного подсчета голосов и подмена протоколов».

По мнению активиста, первоочередные изменения необходимы как раз по этим трем пунктам.

«В рекомендациях ОБСЕ, к сожалению, очень много пустоты, — считает Корнеенко. — Например, о праве оспаривать решения в судебном порядке. Но в Беларуси проблема с независимостью судов, поэтому это право ничего не значит. И если не будет реальных изменений по перечисленным трем пунктам, то все остальное не имеет значения. С другими рекомендациями ОБСЕ власти могут долго играться».

 

Пока нет политического решения

Политолог и юрист Юрий Чаусов также полагает, что политическое решение о каких-то изменениях в избирательное законодательство в Беларуси пока не принято.

«Следует понимать: то, что Ермошина озвучивает в комментариях — особенно в комментариях журналистам, — это очень часто даже не проекты решений, а лишь мнение председателя ЦИК, которое не всегда реализуется в политических решениях», — заявил Чаусов БелаПАН.

Он подчеркнул, что позитивное отношение, которое ЦИК после парламентских выборов демонстрировал в отношении рекомендаций ОБСЕ, не было подкреплено политическим решением властей о кардинальной реформе избирательного законодательства.

«Какие-то предложения ЦИК сформулировал. Был разговор об изменении системы местного самоуправления и создании реестра избирателей. В первом случае это — в целях экономии, во втором это действительно для реализации рекомендаций международных наблюдателей, — сказал Чаусов. — Но, судя по всему, обоснованность этих предложений Центризбиркомом не была проработана должным образом, и Администрация президента и сам президент не прислушались к этим предложениям».

При этом Чаусов склонен считать, что после местных выборов вряд ли будет проводиться существенное реформирование избирательного законодательства.

«Для нашей политической системы местные выборы — это тот период, перед которым могут приниматься изменения и затем обкатываться. Но вряд ли что-то будут менять уже после местных выборов, чтобы потом впервые применить на парламентских или президентских. Реформ, затрагивающих принципы избирательной системы, я не ожидаю, но не исключаю, что позже власти могут вернуться к вопросу формирования реестра избирателей», — сказал политолог.

 

Какие выборы пройдут раньше?

Не стоит забывать, что по графику на 2020 год приходятся сразу две избирательные кампании — президентская и парламентская. И Чаусов, и Корнеенко считают, что совмещать эти кампании власти не планируют, а досрочно будут проведены выборы президента.

«Лукашенко никто не тянул за язык, но он уже заявил, что никаких досрочных выборов не будет. Я прогнозирую на 99%, что будут досрочные президентские выборы. Если Лукашенко говорит, что этого не будет, значит, оно обязательно должно случиться — так было с выборами всегда, — сказал Корнеенко. — К тому же досрочные президентские выборы объявить проще, чем парламентские».

Чаусов напоминает, что вопрос о проведении досрочных парламентских выборов прописан в Конституции. Их можно объявить только при досрочном роспуске парламента, который возможен в трех случаях — при отказе в доверии правительству, выражении ему вотума недоверия или при двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра.

«Думаю, очевидно, что в Беларуси при нынешнем парламенте надо будет очень постараться, чтобы изобразить такой политический спектакль. И притом это будет означать политический кризис в стране, — сказал Чаусов. — Соответственно, парламентские выборы, на 99% я уверен, пройдут в определенные Конституцией сроки — осенью 2020-го. Их нельзя произвольно сдвинуть, провести раньше либо позже».

А вот выборы президента можно провести раньше без какого-либо конституционного кризиса в стране.

«Я склонен считать, что власти разведут эти избирательные кампании, сместив на первую половину года президентские выборы, — сказал Чаусов. — Может быть, сама избирательная кампания начнется в конце 2019 года, а голосование пройдет, например, весной 2020-го. И в данном случае ЦИК придется в течение года последовательно проводить две избирательные кампании. Это будет соответствовать нормам законодательства, нормам о продолжительности полномочий президента и парламента».

До этих избирательных кампаний остается еще два года, и это удобный срок для каких-то технических нововведений в избирательное законодательство.

«Реестр избирателей — это то, что, как мне известно, находится на повестке дня. Я знаю, что проводилась работа по изучению международного опыта, — отметил Чаусов. — В информационную эпоху, когда у нас принят декрет про биткоины, отсутствие единого странового реестра избирателей — это то, что может быть изменено, что назрело и что упростит работу избирательных комиссий по проведению выборов. Другое дело, что механизм фальсификации явки в этом случае усложнится, но нет ничего невозможного».

Аналитик не исключает выполнения и некоторых других рекомендаций ОБСЕ.

«Ведь эти рекомендации — это такой лист пожеланий, из которого можно выбирать то, что государству интересно и что может улучшить технические условия проведения выборов, — сказал Чаусов. — Такие рекомендации выполнить несложно, а галочку за них поставят».

  • Валера, тролли настолько любимы читателями Навин и участниками былого Форума, что приличные люди, заходя сюда, в область "Обсудим", просто затыкают нос и уходят мыть руки. дай Бог здоровья вам и генеральский чин... (с) Но я тоже пошёл мыть руки.
  • Валера, тролли настолько любимы читателями Навин и участниками былого Форума, что приличные люди, заходя сюда, в область "Обсудим", просто затыкают нос и уходят мыть руки. дай Бог здоровья вам и генеральский чин... (с) Но я тоже пошёл мыть руки.