Школьное образование по-фински: «Не мешайте учителям, пусть они работают»

Советы финского учителя белорусским чиновникам от образования.

Школа может и должна быть удовольствием для детей. Об этом говорил на встрече с белорусскими коллегами финский учитель Кари Лоухивуори. В Минск он приехал по приглашению компании «А-100 Девелопмент», которая планирует построить в Новой Боровой школу будущего.

Кари Лоухивуори

«Для компании важно получить фидбек профессионала, который работает за рубежом в одной из лучших систем образования», — отметила директор «А-100 Девелопмент» Светлана Шевлик.

Кари Лоухивуори более сорока лет работал в школе Кирккоярви в городе Эспоо, в том числе тридцать лет был директором. До приезда в Минск о белорусской системе среднего образования финский учитель знал только, что «многие ею недовольны».

 

«Много времени для игр, короткие учебные дни, много перемен»

Финская система школьного образования привлекла к себе внимание, когда в результате исследования PISA школьники показали высочайшие результаты.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах и умение применять знания на практике.

О том, что особенного в финской школе, Кари Лоухивуори говорит так: «Много времени для игр, короткие учебные дни, много перемен, мало домашних заданий и длинные каникулы. Это шутка только отчасти. Урок длится 45 минут, перемена 15 минут, есть перемены по 30 минут».

Все финские школы государственные. Есть четкое распределение жителей того или иного района по школам. И это в обществе воспринимается нормально — все школы равны, одинаково финансируются и городские, и сельские школы.

Дети с умственными ограничениями учатся в обычных школах. Такая инклюзивность успешна среди прочего потому, что в финских школах избегают сравнивать детей: «Мы положили конец стимулированию к учебе за счет конкуренции и каких-то цифр».

Все школы учатся по национальной программе и оцениваются по окончании каждого года обучения. В опросе по качеству участвуют и родители. Определяются десять областей, по которым школа показала себя хорошо, и десять, по которым требуется улучшение.

Все дети во всех школах Финляндии получают ежедневный бесплатный горячий обед.

Финляндия очень гордится своей системой государственных библиотек, поэтому в школах библиотеки тоже очень хорошие.

Как отметил Кари Лоухивуори, основной целью финских учителей является подготовка учеников к взрослой жизни и решению насущных задач.

У Кари есть история, когда мальчик из семьи косовских албанцев никак не мог освоить финский язык, и его оставили на второй год (в финской школе это исключительное событие). Лоухивуори взял его под личный контроль.

Сначала дело шло туго, но со временем все наладилось. Когда мальчик вырос и открыл собственный малый бизнес, он пришел к учителю сказать «спасибо».

«Не стоит, — ответил тот. — Я сделал то, что мы должны делать каждый день — готовить своих учеников к жизни».

 

Главное в школе — учитель

«В основе школьной системы Финляндии — учитель. Все учителя имеют магистерскую степень, в учителя идут лучшие ученики. Профессия учителя престижная», — сказал Кари Лоухивуори.

Раньше законодательно в Финляндии было закреплено, что половина учителей должны быть мужчинами. Сегодня благодаря хорошей зарплате и в целом престижности профессии вопрос нехватки мужчин не стоит. Да и норма по квотам признана недемократичной.

«Но лучшие результаты в работе показывают все же женщины-учителя», — отметил Кари Лоухивуори.

«Во многих государствам забывают о важности работы учителя, — сказал Кари Лоухивуори. — В результате — низкие зарплаты у учителей, и профессия не является престижной. Сделать престижной профессию необходимо, надо дать достойную зарплату учителям, организовать хорошее университетское образование, национальное программное обучение, предоставлять максимальную автономию учителям. Надо забыть проверки, сравнительный анализ. Не мешайте учителям, пусть они работают».

Концертный зал «Минск», где проходила встреча с Кари Лоухивуори, был полон — более 1200 человек пришли послушать, как работает финская система образования.

Когда Кари говорил про хорошую зарплату преподавателей в Финляндии, про автономность учителей, его белорусские коллеги аплодировали.

Автономия учителей, то есть право выбирать методику, которую считают приемлемой, предполагает большую ответственность — учитель сам должен определить, усвоили ли ученики пройденный материал и готовы ли двигаться дальше.

«Сегодня не надо заучивать большие объемы информации наизусть. Нужна базовая информация, чтобы понимать то, что можно найти в гугле. Важно научиться впитывать новую информацию, ведь мир меняется очень быстро. Когда-то в банках было много служащих, теперь все операции со своими деньгами мы совершаем через интернет. В Копенгагене уже поезда в метро ездят без машиниста. Для водителя фуры требуется владение компьютером на хорошем уровне. Таким образом, нужны навыки освоения информации, информационных технологий. Школьники должны учиться критически мыслить и осваивать новую информацию», — отметил финский учитель.

По его словам, «настоящий тест ученики проходят, когда поступают в университет. До этого национальный совет по образованию может брать выборочно несколько школ и проверять их по некоторым предметам».

 

О чем спрашивали белорусские учителя

Вопросы белорусских учителей для Кари Лоухивуори собирались заранее и оказались очень показательными для представителей отечественной системы образования. Они свидетельствуют, что учительство до сих пор видит проблему системы образования в форме, а не в содержании. И что авторитарные методы обучения и общения у нас в крови.

Вопрос: «Влияет ли на успеваемость тот факт, носят дети школьную форму или нет?»

Кари Лоухивуори замер, когда услышал этот вопрос. Он явно не понял его. Переводчик разъяснила, а зал взорвался хохотом.

Ответ: «В Финляндии и дети, и учителя ходят в джинсах и толстовках. В старших классах дети порой начинают присматриваться, что за марка джинсов, но это не большая проблема. И одежда, конечно, ни на что не влияет».

Вопрос: «Как дети с инвалидностью вписываются в массовое образование?»

Ответ: «Раньше дети с инвалидностью учились отдельно, теперь вместе со всеми. Это похоже на ту ситуацию, которую финская система образования переживала в период появления в стране большого количества мигрантов. Раньше в классах сидели голубоглазые блондины, теперь все поменялось. Именно учителя должны разъяснять детям, что происходит, учить принимать эти различия. Необходимо научить терпению к различиям людей, и школа — это как раз то место, где дети приобретают опыт толерантности».

Вопрос: «Что из финской системы образования можно быстро внедрить в Беларуси?»

Ответ: «Изменения в школьной системе требуют времени. Думаю, все начинается с обучения преподавателей. Надо открывать окна и двери для международного опыта и смотреть, какие наработки подойдут вашей системе. Скопировать школьную систему нельзя, ведь школа и образование вписаны в культуру и историю страны. Вам необходимо создавать вашу собственную школу на основе вашей истории и культуры. В любом случае, учителям надо дать больше свободы влиять на то, что происходит внутри школы. Важно также, чтобы в администрацию приходили люди, которые были учителями».

 

 




Оставьте комментарий (0)