Зачем Лукашенко модернизировать Конституцию?

Белорусскому президенту кладут на стол папочки с проектами политических новаций, но ведь система сохранения власти и так работает почти безукоризненно…

Фото пресс-службы президента Беларуси

А вы говорите: ретрограды, ретрограды! Вот и Лидия Ермошина, глава Центризбиркома Беларуси, блеснула словечком «модернизировать». Причем употребила его не в каком-то легковесном, абстрактном контексте, а по отношению к Основному закону. Неужто свежий ветер перемен и все такое?

Вообще-то здесь сюжет типа «к нам едет ревизор». Нужно объяснить прибывшему в Минск Кенту Харстеду из Парламентской ассамблеи ОБСЕ, почему белорусские власти так и не удосужились поправить избирательное законодательство в духе рекомендаций этой организации, сформулированных еще по итогам парламентских выборов 2016 года.

 

Документ застрял у президента

Ради справедливости отметим, что председатель ЦИК с другими членами специальной межведомственной группы (понятно, лояльными людьми) свою часть работы в прошлом году выполнила. Другой вопрос, как. Подготовленного документа широкая публика так и не увидела.

Из ремарок же самой Ермошиной критики режима сделали вывод, что избирательное законодательство предполагается изменить чисто по мелочам, принципиальные предложения ОБСЕ (а также созвучные им предложения белорусской оппозиции) снова отметены.

Так или иначе, проект был положен на стол Александра Лукашенко, как и было велено, к 1 февраля 2017 года. Но анонсированного Ермошиной совещания по этому вопросу мы так и не дождались.

И вот сегодня председатель Центризбиркома заинтриговала публику, пояснив в комментарии для TUT.by по итогам встречи со спецпредставителем ПА ОБСЕ Харстедом: «…Президент в разговоре со мной и другими высказывался, что надо думать о том, что нам нужно каким-то образом модернизировать нашу Конституцию».

Изменение же Конституции, отметила Ермошина, предполагает и изменение избирательной системы. Поэтому, по версии главы ЦИК, «глава государства взял перерыв, чтобы осмыслить это. Ведь сначала нужно решать вопросы строительства, а потом косметики, ремонта, чем и являются изменения избирательного законодательства».

Забавно, что Ермошина вольно или невольно употребила словечко «косметика». Именно так и называют оппоненты режима те мелкие изменения в избирательное законодательство, на которые он время от времени идет, чтобы Запад меньше цеплялся, и которые по сути не делают электоральный процесс прозрачнее.

Фишка в том, что игнорируются элементарные, но принципиальные вещи. Власти не трогают циклопическую пирамиду досрочного голосования (критики говорят, что эти голоса особенно легко подтасовать). Вертикаль по-прежнему (нынешние местные выборы не стали исключением) жестко фильтрует оппозицию при формировании избирательных комиссий. Ну и, наконец, упорно отбрасывается предложение, чтобы при подсчете голосов публике банально показывался каждый бюллетень.

 

Выборы по партийным спискам?

Тем не менее, некий проект корректировки избирательного законодательства президенту год назад подали. И «скорее всего, это пока отложено, так как все изменения касаются мажоритарной избирательной системы. Я думаю, что на высоком уровне пока размышляют, оценивают переход на другую избирательную систему», заявила сегодня Ермошина в комментарии для БелаПАН.

Другой системой может быть смешанная, пропорционально-мажоритарная — по типу России, где половина думских мандатов разыгрывается между партиями. Сама же Ермошина ранее не раз давала понять, что такое нововведение у нас не исключено.

Зачем в этой связи трогать Основной закон, ведь в нем избирательная система напрямую не прописана?

Политический обозреватель Павлюк Быковский считает, что «речь может идти об удалении из Конституции права избирателей отзывать депутатов».

«Это основное препятствие для введения выборов по партийным спискам или смешанной системы, так как в этом случае будет отсутствовать даже теоретическая возможность отзыва конкретного депутата избирателями», — пояснил аналитик в комментарии для Naviny.by.

Стоит напомнить, что и сам Лукашенко, выступая перед парламентариями в октябре 2016 года, обмолвился, что не исключена корректировка Конституции. И «если мы решимся на это», то «надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем».

Широкой публике не известно, был ли такой мозговой штурм. Но факт то, что вскоре Либерально-демократическая партия (которую антагонисты Лукашенко трактуют как подыгрывающую режиму) выступила с инициативой конституционного референдума, который позволил бы перейти на выборы депутатов всех уровней по пропорционально-мажоритарной системе, а также (внимание!) увеличить срок полномочий президента с пяти до семи лет.

Политическая тусовка принялась обсасывать тему вероятного референдума. Мол, Лукашенко может дать по прянику оппозиции (смешанная система), Европе (отмена смертной казни), ну а самый главный пряник преподнесет, естественно, самому себе, увеличив президентскую каденцию, как это сделали другие постсоветские авторитарии (Владимир Путин — до шести лет, Ильхам Алиев — до семи, и далее по списку).

 

Какой смысл усложнять?

Правда, потом эти дискуссии завяли, поскольку новой пищи для них не было. И вот сейчас Ермошина снова разогревает тему.

«Не исключаю, что это очередной отвлекающий маневр: вот давайте вбросим информацию — пусть поговорят», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

Он напомнил, что еще в 2012 году сам Лукашенко заявил китайским журналистам о возможной модернизации политической системы. А уж Ермошина твердила о смешанной системе не раз.

Действительно, подобные вбросы — дежавю. Они создают иллюзию неких назревающих перемен, дают антирежимной фронде повод пофонтанировать в ее фейсбуках, но раз за разом оказываются пустым звуком.

«Не думаю, что Лукашенко нужны перемены в Конституции», — говорит Карбалевич. Ведь и нынешняя избирательная система с точки зрения официального лидера работает хорошо, между тем как любое ее усложнение — это дополнительные хлопоты, проблемы. К тому же Запад не настаивает именно на выборах по партийным спискам — он настаивает на их большей прозрачности, отметил собеседник Naviny.by.

При этом Европа настоятельно рекомендует отменить смертную казнь или хотя бы ввести мораторий на нее. Такое решение «никак не угрожает власти Лукашенко, но тут начинаются уже чисто психологические моменты», считает аналитик.

Наконец, по его мнению, в варианте с увеличением срока президентских полномочий до семи лет для Лукашенко больше минусов, чем плюсов. На фоне снижения доверия к властям «такая реформа будет воспринята обществом более негативно, чем сфальсифицированные выборы раз в пять лет», к которым население уже привыкло, сказал Карбалевич.

 

Змеи-искусители нашептывают, но…

Отметим, что ЛДП предлагала совместить референдум с местными выборами. Но они уже идут, а плебисцитом так и не пахнет.

Далее, муссировались слухи, что Лукашенко придет на третий съезд созданной чиновниками еще десять лет назад организации «Белая Русь» и даст отмашку на ее превращение в партию власти. Но президента на съезде в минувшую пятницу так и не дождались, соответственно и с превращением в партию — облом.

В общем, пока, кроме широковещательных заявлений главы ЦИК, никаких симптомов трансформации политической системы не наблюдается.

А косметически подправить Избирательный кодекс, когда дойдут руки, можно и без перелицовки Конституции.

Да, бессменного президента, судя по косвенным признакам, раз за разом искушают неким апгрейдом системы. «Такие разговоры и такие проекты в Администрации президента ходят, их не один, и отголоски этих обсуждений слышны в высказываниях Ермошиной», — предполагает Карбалевич.

Можно также предположить, что некоторые идеи этих змеев-искусителей Лукашенко серьезно взвешивает. Но он и в экономике-то не великий сторонник ломки, хотя старая модель совсем завязла в болоте. А уж в вопросах власти президент экспериментировать и вовсе не охотник.

Тем более что модель сохранения власти, в отличие от экономики, работает почти безукоризненно.

Но говорить это Харстеду на предполагаемой завтрашней встрече Лукашенко вряд ли станет. Посланец ПА ОБСЕ должен получить порцию обещаний, кусочек торта с вишенкой. Ждем новостей.

 

 

  • Прямо так в конституции и напишут, вы думаете?
  • Андрей, чтоб посадить Царевича, надо иметь царство, а не его руины. Раковая (онкологическая) клетка сначала заражает метастазами когда-то здоровый организм, организм чахнет, начинает загибаться - 1-я стадия. (В которой мы сейчас находимся). 2-я стадия - это процесс умирания. В финале гибнет организм и с ним все раковые клетки. 3-я стадия - могила и гроб.
  • Напишут то - конечно не так ! в тексте напишут примерно следующее *Ради благополучие страны и народа - Дорогой Президент будет иметь право Переизбираться Неограниченное Количество Раз !* .. Суть будет - именно такая !.
  • Так это уже написали в 2004 году.
  • Так это уже написали в 2004 году.
  • Почему не рассматривается вопрос применения блокчейн в избирательной системе? Так каждый человек мог бы видеть все голоса и по hash проверить свой. В итоге система лишена подтасовки. Малейшая попытка изменить любой голос, разваливает всю цепочку. А результаты распределены по всем компьютерам избирателей. Заодно узнаем хто врот, а хто не врот. Готово правительство к правде?
  • Однажды.лебедь раком Щуку,туда сюда тягать собрался.как лебеть не старался.раком щука не давался...МОРАЛЬ... ПЛОХОЙ КОМПАНИЯ СОБРАЛСЯ !
  • вам рассказать как на прошлых выборах люди в двух избиркомах голосовали?????против всех и еще раз против всех а получилось 99,9% за.
  • И да, естественно, о демократии и настоящих выборах речь не идет, но в словосочетании "Республика" Беларусь было бы желательно раскавычить первое слово, хотя бы формально. Собственно, для этого нужно не так много: - убрать верховенство указов президента и т.н. "временных декретов" (на самом деле без ограничения срока действия) над законами, отредактировав ст.137. Оставить только декреты, изданные в рамках полномочий, делегированных нацсобранием. А уж наш послушный "парламент", без сомнения, легко наделит Александра Григорьевича всеми законодательными правами, которые тот захочет получить. Да и протащить любой законопроект через НС - проще простого. - почистить наиболее грубые юридические ляпы, чтоб не дразнить гусей. Вроде ст. 102, где особо оговаривается возможность привлечь депутата к ответственности "за клевету и оскорбление" (читай - за оскорбление Первого Лица). В конце концов, полная свобода высказываний в стенах парламента, включая "оскорбление величества" - это европейская юридическая норма, известная с XIII века. А прищучить своих "депутатов", чтоб придержали языки, Лукашенко всегда сможет и неформально. - бонусом можно было бы ввести пост "омбудсмена", т.е. уполномоченного по правам человека. Мелочь, а Европа такое любит. Формально его может назначать ПП НС. А фактически человечек на эту должность будет спускаться из АП, как обычно. Вот только есть большие сомнения в том, что наша власть реализует даже эту программу-минимум. Лукашенко с возрастом становится еще консервативнее, и очень неохотно расстается даже с крошками власти, увы.
  • И да, естественно, о демократии и настоящих выборах речь не идет, но в словосочетании "Республика" Беларусь было бы желательно раскавычить первое слово, хотя бы формально. Собственно, для этого нужно не так много: - убрать верховенство указов президента и т.н. "временных декретов" (на самом деле без ограничения срока действия) над законами, отредактировав ст.137. Оставить только декреты, изданные в рамках полномочий, делегированных нацсобранием. А уж наш послушный "парламент", без сомнения, легко наделит Александра Григорьевича всеми законодательными правами, которые тот захочет получить. Да и протащить любой законопроект через НС - проще простого. - почистить наиболее грубые юридические ляпы, чтоб не дразнить гусей. Вроде ст. 102, где особо оговаривается возможность привлечь депутата к ответственности "за клевету и оскорбление" (читай - за оскорбление Первого Лица). В конце концов, полная свобода высказываний в стенах парламента, включая "оскорбление величества" - это европейская юридическая норма, известная с XIII века. А прищучить своих "депутатов", чтоб придержали языки, Лукашенко всегда сможет и неформально. - бонусом можно было бы ввести пост "омбудсмена", т.е. уполномоченного по правам человека. Мелочь, а Европа такое любит. Формально его может назначать ПП НС. А фактически человечек на эту должность будет спускаться из АП, как обычно. Вот только есть большие сомнения в том, что наша власть реализует даже эту программу-минимум. Лукашенко с возрастом становится еще консервативнее, и очень неохотно расстается даже с крошками власти, увы.
  • Ну, возможно, что и белорусскую верхушку посещают иногда мысли о том, что в 1996 году они несколько перестарались. Понятно, что референдум-96 Лукашенко затеял ради власти, и в этом он был совсем не одинок. Но с чисто юридической точки зрения и Назарбаев, и Гейдар Алиев, и тем более Ельцин оформили свои конституции поизящнее. А Александр Григорьевич пошел напролом, и тем самым оставил Европу в полном недоумении. Признать Беларусь республикой, даже если сильно прищурить глаза, невозможно. Монархией тоже нельзя, должность президента формально выборная, да и механизм престолонаследия не прописан. В итоге на нашу конституцию смотрят, как на забавного юридического уродца - не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку. Что с этой зверушкой делать, Запад в 96-м решительно не знал, да и особой заинтересованности в РБ у него тогда не было. Поэтому нас и отправили в изоляцию (нестрогую) на энное число лет, обрезав кой-какие торговые преференции и сократив контакты до разумного, с точки зрения Запада, минимума. Возможно, повторюсь, что в этой схеме сейчас Александр Григорьевич хотел бы кое-что поправить.
  • И да, естественно, о демократии и настоящих выборах речь не идет, но в словосочетании "Республика" Беларусь было бы желательно раскавычить первое слово, хотя бы формально. Собственно, для этого нужно не так много: - убрать верховенство указов президента и т.н. "временных декретов" (на самом деле без ограничения срока действия) над законами, отредактировав ст.137. Оставить только декреты, изданные в рамках полномочий, делегированных нацсобранием. А уж наш послушный "парламент", без сомнения, легко наделит Александра Григорьевича всеми законодательными правами, которые тот захочет получить. Да и протащить любой законопроект через НС - проще простого. - почистить наиболее грубые юридические ляпы, чтоб не дразнить гусей. Вроде ст. 102, где особо оговаривается возможность привлечь депутата к ответственности "за клевету и оскорбление" (читай - за оскорбление Первого Лица). В конце концов, полная свобода высказываний в стенах парламента, включая "оскорбление величества" - это европейская юридическая норма, известная с XIII века. А прищучить своих "депутатов", чтоб придержали языки, Лукашенко всегда сможет и неформально. - бонусом можно было бы ввести пост "омбудсмена", т.е. уполномоченного по правам человека. Мелочь, а Европа такое любит. Формально его может назначать ПП НС. А фактически человечек на эту должность будет спускаться из АП, как обычно. Вот только есть большие сомнения в том, что наша власть реализует даже эту программу-минимум. Лукашенко с возрастом становится еще консервативнее, и очень неохотно расстается даже с крошками власти, увы.
  • Ну, возможно, что и белорусскую верхушку посещают иногда мысли о том, что в 1996 году они несколько перестарались. Понятно, что референдум-96 Лукашенко затеял ради власти, и в этом он был совсем не одинок. Но с чисто юридической точки зрения и Назарбаев, и Гейдар Алиев, и тем более Ельцин оформили свои конституции поизящнее. А Александр Григорьевич пошел напролом, и тем самым оставил Европу в полном недоумении. Признать Беларусь республикой, даже если сильно прищурить глаза, невозможно. Монархией тоже нельзя, должность президента формально выборная, да и механизм престолонаследия не прописан. В итоге на нашу конституцию смотрят, как на забавного юридического уродца - не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку. Что с этой зверушкой делать, Запад в 96-м решительно не знал, да и особой заинтересованности в РБ у него тогда не было. Поэтому нас и отправили в изоляцию (нестрогую) на энное число лет, обрезав кой-какие торговые преференции и сократив контакты до разумного, с точки зрения Запада, минимума. Возможно, повторюсь, что в этой схеме сейчас Александр Григорьевич хотел бы кое-что поправить.
  • И да, естественно, о демократии и настоящих выборах речь не идет, но в словосочетании "Республика" Беларусь было бы желательно раскавычить первое слово, хотя бы формально. Собственно, для этого нужно не так много: - убрать верховенство указов президента и т.н. "временных декретов" (на самом деле без ограничения срока действия) над законами, отредактировав ст.137. Оставить только декреты, изданные в рамках полномочий, делегированных нацсобранием. А уж наш послушный "парламент", без сомнения, легко наделит Александра Григорьевича всеми законодательными правами, которые тот захочет получить. Да и протащить любой законопроект через НС - проще простого. - почистить наиболее грубые юридические ляпы, чтоб не дразнить гусей. Вроде ст. 102, где особо оговаривается возможность привлечь депутата к ответственности "за клевету и оскорбление" (читай - за оскорбление Первого Лица). В конце концов, полная свобода высказываний в стенах парламента, включая "оскорбление величества" - это европейская юридическая норма, известная с XIII века. А прищучить своих "депутатов", чтоб придержали языки, Лукашенко всегда сможет и неформально. - бонусом можно было бы ввести пост "омбудсмена", т.е. уполномоченного по правам человека. Мелочь, а Европа такое любит. Формально его может назначать ПП НС. А фактически человечек на эту должность будет спускаться из АП, как обычно. Вот только есть большие сомнения в том, что наша власть реализует даже эту программу-минимум. Лукашенко с возрастом становится еще консервативнее, и очень неохотно расстается даже с крошками власти, увы.