Увеличить рождаемость — важно, но еще важнее — снизить смертность
Президент требует увеличить рождаемость. А чиновники жалуются, что не получается. Какие меры по улучшению ситуации они предлагают и будет ли от них эффект?

Детей родилось меньше
В 2017 году в Беларуси родилось на 15 тысяч детей меньше, чем в предыдущем, когда на свет появилось 117,8 тысячи человек. Министр здравоохранения Валерий Малашко на недавней коллегии ведомства назвал падение числа рождений «одним из проблемных моментов в стране».
При этом последние десять лет в Беларуси наблюдался ежегодный рост рождаемости, что министр связывает с «беспрецедентными мерами социальной поддержки».
Подобные громкие установки исходят с самого верха. «Нигде в мире нет такой поддержки материнства и детства, как в Беларуси», — городского клинического онкологического диспансера.
«Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния — основные правительственные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», — заявил он.
Ранее неоднократно глава государства говорил о том, что численность населения Беларуси может и должна значительно превосходить сегодняшние цифры. Мол, наша земля сможет прокормить и пятнадцать, и двадцать миллионов.
Но не получается у белорусок рожать больше. Министр здравоохранения объяснил, почему: «Снижение числа женщин репродуктивного возраста, которое в прошлом году достигло исторического минимума с 1991 года, сказалось на показателе рождаемости».
Однако вопрос не снимается с повестки дня.
«Сегодня, как никогда, важно обеспечить стабилизацию численности нашего населения, создать условия для последующего демографического роста. Задача действительно крайне сложная с учетом целого ряда объективно влияющих факторов», — отметил на коллегии Минздрава заместитель премьер-министра Василий Жарко.
Он напомнил, что в Беларуси уже были времена, когда численность населения снижалась, но негативная тенденция была преодолена. С 2014 года количество жителей страны только увеличивалось.
Что планируется предпринять?
Василий Жарко подчеркнул, что до минимума должна быть сведена младенческая смертность, а материнская исключена полностью.
Однако эти важнейшие для имиджа страны и ее здравоохранения показатели на рождаемость практически не влияют.
Показатель младенческой смертности в Беларуси держится на очень низком уровне уже много лет. В прошлом году он составил 3 промилле (три случая на тысячу новорожденных). А при родах, по данным Минздрава, в 2017-м, как и в 2016 году, умерли две женщины. В 2015 году таких случаев не было.
Основной потенциал для улучшения демографической ситуации эксперты видят в снижении уровня смертности среди населения в трудоспособном возрасте.
Подобные случаи должны восприниматься как чрезвычайное происшествие, заявил Василий Жарко, а «разбирательство по каждому такому случаю должно проводиться не только с целью выявления недостатков в оказании медпомощи и наказания виновных, но в первую очередь с целью улучшения ее оказания».
Что касается увеличения числа рождения детей, то белорусское здравоохранение на этот год ставит перед собой ряд задач. Одними из основных будут предабортное консультирование и работа с населением по планированию семьи.
«Возможно, — сказал министр здравоохранения Валерий Малашко, — нам сегодня нужно принимать ряд решений по вопросу экстракорпорального оплодотворения. Эти технологии должны стать финансово более доступными для тех пар, которые по каким-то причинам сами не могут зачать детей».
Дадут ли принятые меры эффект?
Безусловно, меры по улучшению медицинского обслуживания населения будут иметь положительные результаты и в демографическом плане. Однако на увеличении числа женщин в активном репродуктивном возрасте это быстро не скажется, отметила в комментарии для Naviny.by заведующая сектором социально-демографической политики Института экономики Национальной академии наук Беларуси Анастасия Боброва.
По ее словам, число женщин в активном детородном возрасте — 27-35 лет — в Беларуси действительно объективно уменьшается. Вместе с тем эксперт не считает сложившуюся ситуацию катастрофичной.
«Структура населения меняется, но ситуация не такая плохая, как кажется на первый взгляд. Просто мы сравниваем количество рожденных детей в прошлом году с годами, когда показатели были значительно лучше. Это было связано с тем, что в тот период социальная поддержка семей с детьми увеличилась. И это, как всегда бывает, дало результаты в первые годы. Одновременно структура населения была благоприятная, а именно количество женщин в детородном возрасте было больше», — пояснила Анастасия Боброва.
Эксперт подчеркнула, что задача по увеличению рождаемости — комплексная, и ее решение не ограничивается только сферой здравоохранения, хотя этот аспект имеет важнейшей значение.
В частности, считает Боброва, профильному ведомству стоит расширить список ключевых задач и, помимо предабортного консультирования и вопросов доступности ЭКО, «обратить внимание на проблему, когда большой процент женщин не могут забеременеть и выносить ребенка из-за генетических заболеваний».
«При этом генетический тест можно сделать, но это дорого. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о помощи семьям, где были случаи невынашивания беременности, в проведении теста», — отметила эксперт.
По данным Министерства здравоохранения, ежегодно каждая пятая беременность завершается спонтанным абортом. Среди причин невынашивания в последнее время одной из главных считается наследственная тромбофилия.
Анастасия Боброва также считает необходимым комплексный осмотр женщин не только во время беременности, но через некоторое время после родов — для предотвращения необратимых для зачатия проблем.
Наконец, сказала эксперт, в семьях будет появляться больше детей только в случае, если в стране будет больше сервисов для маленьких детей: «Это ненормально, что мы говорим о гибкой занятости, о качественном совмещении женщинами и мужчинами работы и семейных обязанностей, а даже в столице практически невозможно отдать ребенка в ясли до года».
Демограф подчеркнула, что на государственном уровне пора уже осознать, что главное не количество людей, а качество их жизни.
«Если в Беларуси будет хорошая жизнь, не исключено, что люди захотят большему количеству эту жизнь подарить. В целом стабилизации численности населения — более чем достаточная для нас цель. Тем более что без потоков мигрантов увеличить население в разы у нас не получится», — заключила Анастасия Боброва.