Почему Рига относится к официальному Минску терпимее Варшавы и Вильнюса?

Минск использует заинтересованность Латвии в транзите белорусских грузов.

По сравнению с Польшей и Литвой Латвия традиционно занимает в отношении официального Минска заметно более сдержанную позицию. Даст ли это ей выигрыш? В последнее время интрига обострилась, в частности потому, что в конкуренцию за транзит белорусских грузов включилась Москва.

Коллаж Naviny.by

Хотя с Беларуси уже два года как сняты практически все санкции Евросоюза, главы европейских государств и правительств не особо торопятся посещать нашу страну. Поэтому каждый такой приезд по-прежнему носит характер экстраординарного события. На прошлой неделе подобным событием стал визит премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса.

Впрочем, то, что высокий гость прибыл именно из Риги, удивления не вызывает. На фоне неровных отношений с другими соседями, состоящими в ЕС, — Литвой и Польшей, взаимодействие с Латвией складывается достаточно спокойно.

Правда, до встреч на высшем уровне дело все же еще не дошло, но, возможно, и это не за горами. В минувшем году Александра Лукашенко уже дважды приглашали посетить Латвию — в июле министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс, а в октябре — заместитель спикера латвийского парламента Гундарс Даудзе. Так что, не исключено, прорыв произойдет именно на этом направлении.

Главы же дипломатических ведомств двух стран встречаются друг с другом ежегодно уже более пяти лет. Причем, если не считать почти тайного приезда в Беларусь главы болгарского МИД Николая Младенова в августе 2011 года для обсуждения чисто конкретного вопроса — освобождения политзаключенных, визит Ринкевичса в апреле 2013-го фактически стал первым на таком уровне после введения Евросоюзом санкций против белорусского режима в январе 2011-го.

Чем же обусловлено такое специфическое состояние белорусско-латвийских отношений? Почему Рига всегда относилась к официальному Минску терпимее, чем Варшава и Вильнюс?

Прежде всего, вероятно, сыграло роль то, что конкретно между Латвией и Беларусью не возникало серьезных разногласий, таких как, например, между Польшей и Беларусью из-за здешнего Союза поляков.

Белорусские власти в целом воздерживались от негативных комментариев по поводу оценки Ригой итогов Второй мировой войны, статуса русского языка в Латвии и положения русскоязычных «неграждан».

Пожалуй, единственный инцидент такого рода имел место в сентябре 2012 года, когда пресс-служба белорусского МИД выразила «возмущение появлением в центре латвийского города Бауска памятника латышскому легиону СС».

Со своей стороны, латвийское руководство, в отличие от польского и литовского, практически не занималось открытой поддержкой белорусской оппозиции и гражданского общества. Кроме того, Рига без большого восторга встречала вводившиеся Евросоюзом ограничения в отношении Минска, хотя, разумеется, не могла им не следовать.

При этом использовался подход, когда политика белорусских властей публично осуждалась, но введению реальных экономических санкций оказывалось противодействие со ссылкой на то, что это ударит по рядовым белорусам и нанесет ущерб латвийской экономике.

Надо думать, именно эти обстоятельства значительно поспособствовали согласию Минска на то, чтобы ввести в 2012 году в действие соглашение с Ригой о малом пограничном движении, тогда как аналогичные договоры с Литвой и Польшей до сих пор остаются в подвешенном состоянии.

Особая заинтересованность Латвии в экономическом сотрудничестве с Беларусью легко объяснима. Латвия — крупнейший транзитный коридор для белорусского экспорта в третьи страны, белорусские грузы занимают второе место в общем объеме ее железнодорожных перевозок. Кучинскис в ходе визита заявил, что Рига заинтересована увеличить транзит белорусских нефтепродуктов.

Здесь следует учесть, что между десятком морских портов в восточной части Балтийского моря идет чрезвычайно жесткое соперничество за транзитные грузы, в том числе и белорусские.

Интриги добавило прошлогоднее указание Владимира Путина своим подчиненным проработать вопрос о перенаправлении белорусского экспорта нефтепродуктов на российские порты.

Самой Беларуси, естественно, выгодно иметь столь конкурентную среду на рынке транзитных перевозок. По сведениям московского «Коммерсанта», Минск теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии.

А той есть за что бороться. В 2011 и 2012 годах Латвия в списке внешнеэкономических партнеров Беларуси занимала пятое место со взаимным товарооборотом 3,3 и 3,4 млрд долларов соответственно.

Правда, эти колоссальные объемы были достигнуты за счет экспорта нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей, который вырос в сотни раз благодаря схемам, позволявшим не платить экспортную пошлину. И когда Москва заставила Минск такую практику прикрыть, товарооборот сократился в разы.

Тем не менее, транзит остается делом выгодным. Не случайно Кремль все сильнее давит на своего «главного союзника», чтобы вынудить его перевести экспорт нефтепродуктов из портов Балтии в российские, угрожая в противном случае сократить поставки нефти.

Пока Беларуси удается по большому счету удерживать статус-кво. Но угроза остается, и потому Риге приходится вести себя осторожно. В частности, она, скорее, формально поддерживает Вильнюс в вопросе о белорусской атомной электростанции. На встрече 8 февраля Лукашенко поблагодарил Кучинскиса за то, что Латвия не критикует Беларусь в связи со строительством АЭС возле Островца.

В плане перспектив сотрудничества приоритетами, как подтвердил этот визит, все же остаются транспорт и логистика. В начале февраля между Минском и Ригой был запущен новый ускоренный грузовой поезд. Расчет делается на взаимодействие с Китаем — привлечение грузов из созданного под Минском индустриального парка «Великий камень», реализацию инициативы нового Шелкового пути.

Трудно сказать, насколько эти надежды оправдаются, так как в этих проектах до ясности еще далеко.

Пока же мы видим, что Минск умело использует заинтересованность Латвии в развитии экономических связей, и особенно в белорусском транзите.

 




Оставьте комментарий (0)
  • Когда РБ будет добывать свою нефть она вольна поставлять нефтепродукты из нее хоть через Северный полюс. Пока что она может транспортировать по своему усмотрению только калийные соли
  • Когда РБ будет добывать свою нефть она вольна поставлять нефтепродукты из нее хоть через Северный полюс. Пока что она может транспортировать по своему усмотрению только калийные соли