Получит ли Беларусь евразийский кредит?

Проблемы с выделением двух последних траншей возникли в связи с невыполнением Минском кредитной программы.

Министерство финансов рассчитывало на получение последних траншей евразийского кредита в первом квартале 2018 года. Однако март уже заканчивается, а деньги так пока и не пришли. Получит ли Беларусь транши на общую сумму 400 млн долларов или кредитная программа, как и предыдущая, закончится неудачно для нашей страны?

Фото pixabay.com

 

Главное достижение под угрозой

На сегодняшний день Евразийский банк развития, который управляет Евразийским фондом стабилизации и развития, является главным кредитором Беларуси. Первый кредит на 3 млрд долларов ЕФСР, в котором главную роль играет Россия, выдавал Беларуси в 2011-2013 годах, однако из-за невыполнения условий последний транш до Минска не дошел.

С 2016 года Беларусь получает траншами второй евразийский кредит на общую сумму 2 млрд долларов. Минфин Беларуси в бюджет на 2018 год заложил поступление двух последних траншей (400 млн долларов).

Белорусские власти ранее заявляли, что ожидают их получение в первом квартале. Однако это маловероятно. До конца марта остаются считанные дни, а сроки проведения Совета евразийского фонда неизвестны.

Задержка с выделением Беларуси последних двух траншей кредита связана, по информации БелаПАН, с несколькими причинами. Главная — своевременное невыполнение Беларусью условий кредитной программы.

Так, например, белорусские власти не внедрили систему оценки воздействия проектов нормативно-правовых актов на бизнес, что должны были сделать еще к 1 октября 2017 года. К этой же дате Совет по развитию предпринимательства должен был стать уполномоченным органам по защите прав предпринимателей (омбудсменом).

Кстати, в декабре 2017 года Александр Лукашенко заявил, что нет необходимости создания в стране института омбудсмена, поскольку уполномоченный по защите прав предпринимателей в стране уже есть, и просил это передать евразийскому кредитору. «Передайте им, что такой уполномоченный в Беларуси есть — президент», — подчеркнул Лукашенко.

В общем, получилась забавная ситуация. Правительство и Нацбанк в 2016 году согласовали с Евразийским фондом стабилизации и развития условия выделения кредита Беларуси, а в конце 2017-го выяснилось, что по отдельным нормам кредитной программы у президента есть особое мнение.

Еще одна причина, по которой переговоры о выделении траншей кредита до сих пор продолжаются, — непоследовательная политика белорусских властей. Действия вертикали по искусственному росту зарплат в конце 2017 года вызвали обеспокоенность у Евразийского фонда стабилизации и развития.

«Главная озабоченность, которую выражает евразийский кредитор, связана с политикой зарплат в Беларуси. Макростабильность — единственное очевидное достижение евразийской программы. Рост зарплат выше производительности труда может привести к тому, что это достижение будет утрачено», — рассказал БелаПАН собеседник, знакомый с ходом переговоров.

На данный момент в связи с невыполнением условий предоставления траншей обсуждается корректировка кредитной программы.

«Судя по предварительным договоренностям, вероятность получения Беларусью шестого транша евразийского кредита высока. Для получения седьмого транша Беларуси нужно будет выполнять дополнительные условия», — сообщил собеседник БелаПАН в финансовых кругах, уточнив, что переговоры по этой теме продолжаются.

 

Минск просит деньги у Москвы не в последний раз

Эксперты считают, что если официальный Минск в 2018 году не допустит грубых ошибок в экономической политике, то оставшиеся транши евразийского кредита в этом году получит.

А вот если поручение президента по увеличению средней зарплаты («к концу первого квартала — восстановить тысячу рублей, а в течение года — превзойти этот показатель») будет выполнено, то с внешним финансированием могут быть серьезные проблемы.

«Заявления относительно динамики зарплат от властей звучат разные. То они говорят, что рост зарплат должен быть увязан с ростом производительности труда, то они заявляют, что средняя зарплата должна вырасти до 1000 рублей несмотря ни на что. Очевидно, курс на искусственный рост кредиторы не поддержат», — считает старший аналитики форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.

Схожего мнения придерживаются и другие белорусские экономисты.

«Когда рост зарплат не соответствует производительности труда, у нас это обязательно ведет к проблемам на валютном рынке и к инфляции. Поэтому в случае продолжения политики искусственного роста зарплат шансы привлечь внешнее финансирование будут минимальны», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

По мнению экспертов, учитывая негативные последствия директивного роста зарплат, а также позицию кредиторов, велика вероятность, что искусственным образом доходы населения в течение этого года расти не будут.

А принимая во внимание высокий уровень госдолга, приближающийся к пороговому значению (45% ВВП по оценкам Минфина), можно утверждать, что белорусские власти не располагают возможностями проводить политику, которая в корне не понравится кредиторам.

Тем более что, как считают белорусские аналитики, потребность страны в новых заимствованиях будет сохраняться.

«Нежелание белорусских властей реформировать сектор неэффективных государственных предприятий будет сдерживать экономический рост. Соответственно, чтобы нынешнюю экономическую модель поддерживать и своевременно платить по долгам, придется еще не раз обращаться в Москву за финансовой помощью», — предполагает Вадим Иосуб.