«Нам говорят, что не могут обидеть русскоязычных»
В Минске родители не могут добиться создания белорусскоязычной группы в садике.
Многие минские белорусскоязычные семьи столкнулись с серьезной проблемой — не могут найти садик с белорусскоязычной группой. На бумаге таких групп по городу немало, но в действительности белорусская языковая среда в них не соблюдается — с детьми чаще всего общаются на русском, а белорусский язык играет факультативную роль. Такое положение вещей родителей не устраивает, но чиновники не горят желанием идти им навстречу.

Белорусскоязычные родители объединились
Аделина, которой два с половиной годика, воспитывается в белорусскоязычной семье. Ее мама Ольга Ковальчук считает, что в такой ситуации логично, чтобы девочка пошла в белорусскоязычный садик.
Место нашлось — в яслях в садике № 517 Первомайского района. Но белорусскоязычная группа здесь существует лишь формально — с детьми общаются только по-русски.
«Нам объяснили, что так будет и далее. Белорусский язык используется на занятиях, например, детям читают стихи на белорусском. И всё потому, что дети в группе русскоязычные», — рассказала Ольга Ковальчук корреспонденту Naviny.by.
Ольга обратилась в отдел образования Первомайского района, где ей ответили, что кроме нее других родителей, желающих обучать своих детей на белорусском языке, нет. Ольга этому очень удивилась, потому что лично знает семьи, живущие в том же Первомайском районе, которые хотели отдать детей в белорусскоязычный садик:
«Я знала, что еще две семьи обращались в этот садик с просьбой создать для детей полноценное белорусскоязычное обучение, а им отвечали так же, как и мне, что нет других желающих. Поскольку управление образования не желало заниматься поиском семей, желающих создать полноценную белорусскоязычную группу, я начала это делать сама. И нашла в нашем районе 20 семей с детьми разного дошкольного возраста, родители которых хотят для них полноценного белорусскоязычного обучения», — рассказала Ольга Ковальчук.
По ее словам, в Первомайском районе уже работает шесть разновозрастных групп, поэтому объединившиеся родители рассчитали, что такую группу создадут и для их детей.
«Мы сформулировали такую просьбу и 7 марта занесли коллективное заявление в управление образования Первомайского района. Нам сказали, что нет кадров, нет помещения. Однако на приеме у руководителя отдела образования Людмилы Борисенко 17 марта было сказано, что заявление серьезно рассмотрят, уже подыскивают различные варианты, ищут помещение. Мы сделали вывод, что создание группы не исключается», — сказала Ольга Ковальчук.
Были родители по этому вопросу на приеме и у заместителя министра образования Раисы Сидоренко, которой рассказали о своем видении проблемы.
Однако когда позже родители вновь пришли в отдел образования Первомайского района, чтобы уточнить некоторые вопросы, им начали предлагать группы в разных садиках с белорусским языком обучения.
«Позже Борисенко сказала, что в разновозрастной группе нам отказано, поскольку белорусскоязычных групп в Первомайском районе много», — пояснила чиновничью логику Ольга Ковальчук.
Она намерена дождаться официального ответа и обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Ее не устраивает та форма белорусскоязычного обучения, которая предлагается ее ребенку:
«Получается, что собирается группа русскоязычных детей, родители которых не против, чтобы с детьми иногда говорили по-белорусски. Нам это не подходит, поэтому мы и собрали 20 детей, родители которых хотят создать для ребенка белорусскоязычное окружение», — сказала Ольга Ковальчук.
Она подчеркнула, что для нее «это принципиально»: «Моя дочь не понимает русский язык в достаточной степени, я беспокоюсь, чтобы не случилось неприятностей. Она может слово «нельзя» не понять, это может угрожать ее безопасности. Государство нам гарантирует обучение на одном из двух государственных языков, и я хочу, чтобы моему ребенку обеспечили это право».
«За людей не считают!»
Проблема Ольги и других родителей — типичная для Минска, сказала корреспонденту Naviny.by Александра Боярина, которая воспитывает в белорусскоязычной среде дочь Янину и сына Яна.
Женщина живет в Минске в Ленинском районе и тоже хотела найти белорусскоязычные ясли для Янины:
«Я искала ясли на белорусском языке. В октябре прошлого года узнала, что в Минске есть восемь групп с белорусским языком обучения. Один садик — № 534 — мне понравился, но там в группе очень много детей, и все русскоязычные. В целом я поняла, что система везде одинаковая — набирают детей в ясли, где белорусский язык используется формально. Я отказалась водить Янину в ясли, потому что обнаружила, что в городе, по сути, нет ни одной группы, где собраны белорусскоязычные дети».
«Естественно, — продолжает Александра, — если в группе только один-два ребенка говорят по-белорусски, то как бы ни старались воспитательницы разговаривать с ними по-белорусски, в результате вынуждены переходить на тот язык, который дети понимают. Зачем мне такие ясли?»
Янине скоро три года, в ясли она так и не ходила: «С яслями не получилось, теперь перед нами проблема — найти белорусскоязычную группу в садике».
Александра Боярина считает, что государство обязано создать такие условия для белорусскоязычных детей, при которых они будут попадать в одну группу, а не разбрасываться по всему району:
«Какая проблема создать банк данных белорусскоязычных детей и сформировать из них хотя бы половину группы? Понимаете, в группе, где большинство русскоязычных детей, которая формально считается белорусскоязычной, мой ребенок будет страдать. Когда говорят, что не могут обидеть русскоязычных, у меня возникает мысль, а нас, белорусскоязычных, можно обижать? Возмутительно, за людей не считают».
«Это неправда»
В Министерстве образования не видят проблемы в доступности получения дошкольного образования на белорусском языке. Пресс-секретарь Минобразования Людмила Высоцкая в комментарии для Naviny.by сказала, что в Минске достаточно групп с белорусским языком обучения.
Что касается конкретной проблемы, которую обозначили родители в Первомайском районе, то, сказала Высоцкая, каждому ребенку, родители которого хотят, чтобы он обучался в белорусскоязычной группе, такая возможность будет предоставлена.
На вопрос, есть ли понимание в ведомстве, что родители недовольны тем, что в этих группах белорусскоязычная среда не создается, Людмила Высоцкая сказала, что «это не правда»:
«Это белорусскоязычные группы, в которые люди приводят детей по желанию. Воспитательный процесс, методическое обеспечение — всё на белорусском языке».