Как создавали первый в Беларуси спектакль для незрячих детей

Такие спектакли называют атмосферными, потому что режиссура и игра актеров направлена на другие чувства — обоняние, осязание и слух.

В Беларуси есть люди, которые очень хотят «показать» театр незрячим детям. Какими средствами этого можно добиться, почему драматурги считают за честь работу с актерами-энтузиастами, а бизнес предлагает свою поддержку, рассказали сотрудники «Тим театра» (Team Theatre).

Достичь поставленной цели каноническими актерскими методами невозможно, но «Тим театру» удалось найти абсолютно новый подход к постановке, когда зрителя вовлекают в действие, происходящее на сцене. Идея атмосферного спектакля нашла поддержку компании velcom, и всего за месяц театр подготовил постановку «Снежная королева», которая недавно с аншлагом прошла в Гомеле.

В Минске первый атмосферный спектакль для слабовидящих и незрячих детей «Снежная королева» можно будет увидеть 12 апреля в Республиканском театре белорусской драматургии. Начало в 12:00.

Новаторство атмосферных спектаклей в том, что его предлагают «смотреть» с закрытыми глазами, воздействуя на другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. Зритель находится как бы внутри спектакля, то есть дотрагивается, нюхает, слышит нечто, что домысливает в своем воображении.

Но это не означает, что на «просмотре» каждый гость должен сидеть с закрытыми глазами. Актеры играют полноценный спектакль, оставляя публике возможность выбора: смотреть или ощущать.

Максимальное количество зрителей в зале — 36 человек, а действо идет всего 45 минут, именно такое время маленькие дети могут удерживать внимание.

Ольга Черненко

«На первой же репетиции я поняла, что не могу ставить спектакль в традиционной манере, ничего не выйдет, пока не закрою глаза, — вспоминает режиссер Ольга Черненко. — В нашем спектакле визуальная картинка не является главной, а ориентация зрителя направлена на слух, тактильность и ощущение происходящего вокруг. Соответственно, такой спектакль надо совсем иначе разводить по звуку и размещению зрителей в пространстве — это самая большая сложность, но в то же время для меня, как режиссера, это вызов и интересная задача, ведь ранее ничего подобного я не делала».

Нелегко было решить вопрос по декорациям и костюмам. Снежинки, бабочки, вода и лес — и всё это в небольшом помещении. Тогда у режиссера родилась идея придумать такие костюмы, которые одновременно будут служить и декорациями.

Воплотить задумку помогли воспитанники Гомельского художественного колледжа, которые буквально за две недели вручную сделали костюмы-трансформеры с необычными объемными аппликациями: черепичные крыши, облака, животные.

«Этот проект очень заинтересовал наших воспитанников, у них буквально загорелись глаза, ведь зритель с первого прикосновения должен понять, кто стоит перед ним: Город или добрая Бабушка, Разбойница или Волшебник. Большинство костюмов получились очень эклектичными, сочетающими в себе разные фактуры материалов. Всего мы сделали для этого спектакля девять оригинальных костюмов», — пояснила преподаватель Гомельского государственного художественного колледжа Ирина Данилова.

В репертуаре «Тим театра» уже два атмосферных спектакля, рассчитанных на взрослых. «Снежная королева» стала первым подобным представлением для детей.

Алеся Бордухаева-Орел

«Для маленького зрителя работать сложнее, ему не соврешь, — рассказывает актриса театра Алеся Бордухаева-Орел. — Даже минимальную актерскую ложь, я имею в виду, когда артист переигрывает или недоигрывает, дети чувствуют мгновенно и теряют интерес, вернуть который практически нереально. Дети — благодарный зритель, с одной стороны, но и требовательный, с другой. Поэтому мы, когда начали репетировать спектакль, попросили помощи у гомельского отделения БелТИЗ: к нам пришли консультантами Дмитрий и Наталья, которые сами имеют особенности зрения. Они очень многое помогли нам скорректировать в плане звуков и запахов, практически переписали некоторые сцены. В частности, они подсказали, что люди с особенностями зрения чаще всего воспринимают определенный спектр цветов. И здесь нам, как актерам было важно донести, что желтый — это цвет тепла и уюта, красный можно описать как нечто горячее или опасное, а синий — это лютый холод, который в нашей постановке исходит от Снежной королевы».

Почему появление таких спектаклей именно сегодня так важно для современного общества? Может быть дело в том, что мы, наконец, перестали быть безучастными к тому, что, вроде как, нас не касается лично. Люди с особенностями просят относиться к ним не с жалостью, а с пониманием: их мир отличается от того, в котором живем мы, но он далеко не пуст, а порой и гораздо богаче. И они могут этим поделиться.

«Мы очень волновались перед этим спектаклем, но всё прошло замечательно — зрители долго не расходились, благодарили нас за формирование в обществе толерантности и инклюзивного сознания, ведь раньше ничего подобного для них никто не делал. Такие моменты убеждают: мы на правильном пути, — добавляет Алеся Бордухаева-Орел. — Наша задача — сделать безбарьерный театр, где в зале будут сидеть на равных зрители как зрячие, так и особенные. Ведь искусство — оно не разделяет людей на категории и условности, оно существует для того, чтобы дарить радость всем».




Оставьте комментарий (0)