Пойдет ли Беларусь на налоговую реформу

Нынешняя фискальная система сдерживает развитие бизнеса и экономики, считают эксперты.

Рабочие группы при Минфине и правительстве готовят новую редакцию Налогового кодекса. Эксперты ожидают, что уже в течение ближайшего месяца проект новой редакции главного фискального документа может быть подготовлен для общественного обсуждения. Главный вопрос заключается в том, будет ли от изменений эффект для экономики.

 

Запредельные налоги

Проект новой редакции Налогового кодекса его разработчики должны положить на стол президента к 1 сентября. К тому времени документ должен пройти не только стадию общественного обсуждения, но и межведомственного согласования, поэтому черновой вариант новой редакции главного фискального документа может появиться уже к концу июня.

На днях Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, который принимает активное участие в разработке новой редакции Налогового кодекса, распространил аналитическую записку о характере нынешней фискальной политики. По мнению бизнес-союза, Беларуси для ускорения темпов экономического роста необходимо решительно реформировать налоговую систему, чтобы она стимулировала развитие частного бизнеса.

«В последние годы Беларусь проводила сдерживающую фискальную политику, которая отличалась высоким уровнем налогов, что было одной из причин рецессии и стагнации в экономике. Так, за минувшие семь лет среднегодовой прирост белорусского ВВП составил лишь 0,8%», — говорится в аналитической записке БСПН.

К слову, в ходе апрельского опроса, проведенного по заказу Исследовательского центра ИПМ, большинство представителей малых и средних предприятий заявили о том, что высокие ставки налогов являются главным внешним барьером для развития бизнеса в стране.

Чтобы изменить характер фискальной политики, деловое сообщество пытается сейчас предлагать Минфину решения, которые бы стимулировали развитие бизнеса в стране. В частности, бизнес-союзы в один голос говорят, что ставки имущественных налогов (на недвижимость и землю) стали необоснованно большими.

Произошло так потому, что в 2015 году местные власти получили право устанавливать ставки имущественных налогов с учетом повышающего коэффициента 2,5. В результате ставки налогов на недвижимость и землю в последние годы выросли более чем в два раза.

«Ставки имущественных налогов сегодня являются запредельными. Согласно экспертной оценке нашего союза, ставки налога на недвижимость в Беларуси сейчас в 5,5 раза выше по сравнению со среднеевропейским уровнем», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Существенный рост ставок на недвижимость негативно повлиял на экономику инвестпроектов, констатируют руководители бизнес-союзов.

«Непредсказуемый и резкий рост ставок имущественных налогов отбивает у инвесторов желание делать капитальные вложения в недвижимость в будущем. Зачем такой поворот событий нашей стране, которая сегодня очень нуждается в инвестициях как внешних, так и внутренних?!» — задается риторическим вопросом председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

Обсуждать размер имущественных налогов планируется в скором времени на заседании рабочей группы при Минфине, которая готовит изменения в Налоговый кодекс. Позиция бизнеса заключается в том, чтобы повышающие коэффициенты, из-за которых ставки налогов на недвижимость существенно выросли, были отменены.

«Да, в этом случае снизятся доходы местных бюджетов, но, во-первых, они в свое время были искусственно увеличены, а во-вторых, отмена повышающих коэффициентов будет стимулировать предпринимателей создавать объекты недвижимости и рабочие места, что в конечном счете приведет к увеличению поступлений в местные бюджеты от подоходного налога. Это и будет замещение одного налога другим», — отметила в комментарии для БелаПАН директор, сопредседатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич.

 

Фискальная система: менять нельзя оставить

Еще одна важная тема для бизнеса, которую в скором времени планируют обсуждать разработчики новой редакции Налогового кодекса, — применения упрощенной системы налогообложения.

По мнению делового сообщества, нынешняя фискальная система достаточно сложная, и это ведет к тому, что предпринимателям выписываются штрафы за неумышленные ошибки при расчете налогов. Чтобы снизить вероятность возникновения таких санкций, бизнес-союзы предлагают расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения.

Сейчас организации могут применять «упрощенку» в случае, если выручка не превышает в год 1,85 млн рублей, бизнес предлагает этот критерий увеличить хотя бы до 4 млн рублей.

«Упрощенную систему тогда можно назвать совершенной, когда предпринимателю бухгалтер вообще не нужен. Нужно двигаться к автоматизированной системе, чтобы предприниматель, чей оборот не связан с наличными деньгами, мог делегировать электронной системе вопросы расчета налогооблагаемой базы и уплаты налогов в автоматическом режиме», — полагает Александр Швец.

Кроме этого, бизнес-союзы считают, что «упрощенка» должна не только оградить предпринимателей от неприятностей, но и стимулировать деловую активность в регионах.

«В части упрощенной системы налогообложения мы готовим предложения с учетом опыта России, в которой широко применяется практика регионального понижения налоговых ставок», — говорит Александр Калинин.

В какой степени предложения бизнеса, касающиеся налоговой системы, будут учтены, скоро станет известно.

«Проект новой редакции Налоговой кодекса может быть подготовлен до конца июня, затем он должен будет пройти процедуру общественного обсуждения и межведомственного согласования», — рассказала Жанна Тарасевич.

При этом она отметила, что благодаря принятию новой редакции Налогового кодекса бизнес сможет рассчитывать на фрагментарные улучшения. По ее мнению, комплексное реформирование налоговой системы требует пересмотра не только налоговых, но и неналоговых платежей.

«Взносы в ФСЗН, государственные пошлины, плата за маркировку товаров идентификационными марками — все это неналоговые платежи, которые увеличивают изъятия и точно не стимулируют развитие бизнеса. Поэтому наряду с разработкой новой редакции Налогового кодекса необходимо определить путь дальнейшего совершенствования фискальной системы», — полагает Жанна Тарасевич.

Деловое сообщество считает, что от характера фискальной системы зависит уровень деловой активности и выполнение задачи по увеличению ВВП до 100 млрд долларов, которую сейчас ставит государство.

«Если мы не снизим налоговую нагрузку в целом по стране и не уменьшим изъятия у бизнеса, мы не сможем добиться ускорения темпов экономического роста. Высокие ставки налогов приводят к вымыванию оборотных средств предприятий, и возможности бизнеса развивать производственную деятельность сегодня крайне ограничены», — резюмировал Александр Калинин.




Оставьте комментарий (0)
  • При расчете налогов в торгрвле нужно учитывать плотность населения .где расположен магазин и учитывать квадраты торговой плошади
  • При расчете налогов в торгрвле нужно учитывать плотность населения .где расположен магазин и учитывать квадраты торговой плошади