Гендиректор «Евроторга»: если не нужен наш потенциал — нет так нет

Совет при МАРТ не поддержал предложение «Евроторга» об увеличении доли на рынке.

Общественно-консультативный совет при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) на заседании 13 июня не поддержал предложение крупнейшего ритейлера страны СООО «Евроторг» (торговая марка «Евроопт») об увеличении разрешенной доли на рынке для одного юридического лица. Против предложения проголосовало большинство членов совета.

Фото euroopt.by

С 2014 года в законодательстве о торговле действует норма, ограничивающая 20% от товарооборота в том или ином регионе присутствие одного юрлица. При достижении этой доли или ее превышении запрещается открывать в регионе новые продовольственные торговые объекты. Руководство «Евроторга» предложило увеличить эту долю до 35% или вовсе убрать данную норму.

«Мы считаем, что в первую очередь надо заботиться об интересах населения. В этом случае можно говорить о том, что 20-процентный барьер затрагивает сегодня интересы населения малых городов до 50 тысяч населения и деревень. Это 23 тысячи деревень и 168 городов. И они сегодня живут без современного формата торговли. При этом цены в традиционных магазинах в деревнях на 30% выше, чем в городе. То есть люди, которые зарабатывают меньше, вынуждены покупать продукты дороже», — заявил генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков.

По его словам, барьер мешает ритейлеру развиваться в малых городах и сельской местности.

Претензии к «Евроопту» относительно его монополизма среди других торговых сетей Зубков считает необоснованными, поскольку, по его мнению, около 20% от товарооборота всех торговых организаций — «это еще не монополизм».

«Мы не хотим выпячивать только свои интересы в этой ситуации, — заявил он. — На самом деле мы просто пахали в три раза больше, чем остальные, и действовали в пять раз быстрее. Нам никто ничего не бросал с неба — ни боженька, ни государство. Всё, что мы сделали, мы сделали своими руками, каждый день трудясь в поте лица своего».

Гендиректор компании сообщил, что ее годовой объем продаж составляет около 2 млрд долларов. При этом масштабные маркетинговые акции, проводимые в последние годы, привели к увеличению оборота всего на 2-3%. Зубков также подтвердил, что рентабельность работы «Евроторга», включая оптовое звено, превышает 25%.

По мнению министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича, в ситуации, когда предложение о корректировке барьера исходит только от лидера рынка и не поддерживается ни бизнес-союзами, ни профильной Ассоциацией розничных сетей, большинство членов которой высказались против этой идеи, его воплощение не приведет к развитию конкуренции, а, наоборот, способно вызвать монополию со стороны одного игрока с мощной рыночной силой.

«Мы за развитие торговых сетей и инфраструктуры, но против монополизации. У нас цифры по долям торговых сетей являются закрытыми, но могу сказать, что единственная сеть, которая приблизилась к порогу в 20%, — это «Евроторг». Далее идет сеть «Корона», которая имеет в восемь раз меньшую долю. Из этого можно сделать вывод, что вряд ли сегодня изменение этой нормы будет способствовать увеличению долей других сетей и увеличению конкуренции на рынке», — считает глава МАРТ.

Кроме того, подчеркнул Колтович, монополизация розничного рынка несет риски для банковского сектора, являющегося кредитором ритейла.

Колтович напомнил, что в рамках указа президента от 22 сентября 2017 года «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» местные советы депутатов вправе принимать решения о том, чтобы 20-процентное ограничение на территории их региона не действовало.

По словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, бизнес-сообщество выступает против «безразмерного развития одних субъектов за счет других».

«Мы уважаем крупные сети и считаем, что такие предприятия должны быть в этой стране, вопрос только меры и ответственности. Но необходимо такие решения принимать с учетом цельной стратегии развития торговли, где найдется место каждому», — подчеркнул он.

Директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок сообщила, что в мае предложение «Евроторга» уже рассматривалось общественно-консультативным советом при Минэкономики и не было поддержано.

Однако со своей стороны министерство предлагает в Минске и областных городах максимальную долю присутствия одного субъекта торговли оставить прежней — 20%, а для регионов повысить до 25% с тем, чтобы в течение нескольких лет целиком отказаться от подобных ограничений в пользу общих норм антимонопольного законодательства.

По итогам встречи Зубков заявил, что торговая сеть намерена придерживаться норм действующего законодательства, если ее потенциал в развитии регионов «не нужен». «Мы не собираемся бороться ни с обществом, ни с государством. Если вам не нужен наш потенциал — нет так нет», — заключил он.

По данным торгового реестра на 30 мая, с 2014 года количество магазинов сети «Евроопт» в стране увеличилось более чем в пять раз и составляет 626, или 3,5% от общего количества продовольственных магазинов. При этом только 96 из них (15,4%) расположены на территории сельских населенных пунктов. Общая торговая площадь магазинов сети составляет более 12% от площадей всех продовольственных магазинов. «Евроопт» лидирует по объемам розничного товарооборота. В 2016 году доля оборота сети превысила пороговое значение 20% на территории 56 районов и городов, а также трех областей.




Оставьте комментарий (0)
  • Потанциал нужен для создания продуктовых магазинов малой торговой площади шаговой доступности в частном секторе а не магазины крупных форм и площадей.Гигонтомания покупателю надоела..
  • такой формат в Беларуси невозможен. неужели вы не видите? откройте глаза.
  • В 2016 году доля оборота сети превысила пороговое значение 20% на территории 56 районов и городов, а также трех областей. Почему не соблюдается антимонопольное законодательство?
  • В 2016 году доля оборота сети превысила пороговое значение 20% на территории 56 районов и городов, а также трех областей. Почему не соблюдается антимонопольное законодательство?
  • У меня глаза открыты и они видят,что правительство рб с помпой заявляеет ,что в стране созданы все условия для развития мелкого торгового бизнеса и оказание услуг.Аднако не предпринимательские союзы Шумченко не правительство рб мало ,что делают в этом направлении даже с точки зрения законадательного обеспечения данного бизнеса. Обидно.Одни панты.