«Туризмом занимается, кто хочет». А защитить туриста некому?

Турагентства пишут в Минспорта с просьбой законодательно усилить гарантии защиты своих интересов и интересов своих клиентов.

Белорусские турагенты готовят письмо министру спорта и туризма, чтобы обратить внимание на плачевность ситуации, в которой оказались из-за проблем российского туроператора «Натали Турс». В Минспорта заверили, что давно уже планируют изменения в законодательстве о туризме, чтобы защитить белорусский турбизнес от подобных неприятностей.

Фото pixabay.com

Пока туристы, отдых которых сорвался из-за проблем у «Натали Турс», думают, как вернуть свои деньги, белорусские турфирмы пытаются защититься от проблем в будущем.

В настоящее время идет сбор подписей под письмом, которое турагентства намерены адресовать министру спорта и туризма Сергею Ковальчуку. Письмо содержит описание нынешнего незащищенного положения турагентов и просьбу о внесении изменений в законодательство.

Белорусские туристические агентства столкнулись с большими экономическими трудностями из-за проблем у российского туроператора «Натали Турс» — отменялись чартерные рейсы, не подтверждалась оплата отелей, трансферов и страховок туристов.

Число пострадавших белорусских туристов достигло почти тысячи человек. Сумма компенсаций — около полумиллиона евро. Белорусские турфирмы озабочены необходимостью расплачиваться с клиентами, у которых они брали деньги, тогда как сроки выплат со стороны «Натали Турс» еще не определены.

В письме отмечается, что ни один туристический оператор не может дать стопроцентную гарантию того, что в ближайшее время не станет банкротом, так как эта сфера деятельности «очень подвержена влиянию внешних политических, климатических и экономических факторов».

Представители турфирм считают, что в закон «О туризме» необходимо внести дополнения и изменения, которые позволили бы защитить как наших граждан, так и туристические агентства от действий недобросовестных туроператоров.

Предлагается рассмотреть следующие предложения: введение механизмов обязательного страхования ответственности туроператоров, создание государственного страхового фонда с дифференциацией размера страховых взносов для туроператоров согласно объему оказываемых услуг.

Представители турфирм считают необходимым разграничить ответственность туроператоров и турагентств перед третьими лицами. В настоящее время турагентство с каждого турпродукта получает от 1% до 10% комиссионного вознаграждения.

«Таким образом, турагентства не могут отвечать перед третьими лицами всей стоимостью турпродукта. Логично было бы выработать механизм, в соответствии с которым туристические агентства, которые являются лишь посредниками между туроператором и туристом, отвечали бы в рамках полученного комиссионного вознаграждения от туроператора», — говорится в письме.

Поскольку на сегодняшний день туристическое агентство несет ответственность перед туристом в полном размере, то при банкротстве, например, одного или двух более крупных туроператоров может быть парализован весь сегмент рынка, а туристы не получат практически никакой компенсации, что приведет к краху туристической отрасли.

Турфирмы предлагают отрегулировать ответственность иностранного туроператора, действующего на территории Беларуси, посредством регистрации и подписания договора ответственности с Министерством спорта и туризма.

В Минспорта согласны с мнением, что законодательство нуждается в существенных корректировках, сказал в комментарии для Naviny.by директор Департамента по туризму Минспорта Андрей Молчан:

«За последние два-три года были приняты нормативные акты, которые либерализовали сферу, однако опыт показывает, что необходимо сохранять контроль со стороны государства. И сейчас готовятся соответствующие изменения в законодательство. Цель — усилить контроль за деятельностью турагентств и туроператоров и предусмотреть элементы страхования рисков, чтобы избежать в будущем проблем, которые могут возникнуть у туристов — граждан Беларуси. Планируется четко прописать ответственность турагентств и туроператоров, которая должна быть разная».

Сейчас «туризмом занимается каждый, кто хочет — никаких ограничений для ведения этой деятельности, как на въезд, так и на выезд, нет, а в силу либерализации рынка у госорганов отсутствуют рычаги контроля влияния на ситуацию».

Минспорта не имеет права вести надзорную деятельность, ведь лицензирование отменено. Разве что в случае каких-то нарушений Минспорта может постфактум обратиться в соответствующие контролирующие органы.

Андрей Молчан обратил внимание, что туристические агентства в таких либеральных условиях работают уже несколько лет, а недовольство им стали высказывать только теперь, когда возникли проблемы. В тоже время у Минспорта есть вопросы по качеству оказания туруслуг ко многим агентствам, в том числе тем, которые подписали письмо и пытаются проблемы на рынке объяснить только промахами туроператоров.

«Пока их карман не затрагивало, всё было хорошо», а как только возникли проблемы, сразу началось недовольство, отметил Андрей Молчан.

Туристам он рекомендует ориентироваться на авторитет фирмы, в которой планируется покупать тур. Лучше, говорит он, не покупать тур за рубежом, а связываться с отечественными туроператорами:

«Если организация работает в Беларуси, в любом случае не уйдет от ответственности. Тем или иным образом мы сможем отстоять права пострадавших граждан. Если же дешевые туры покупают за рубежом у операторов или агентов третьих стран, особенно нестабильных в политическом и экономическом плане, ситуация иная. Наконец, внимательно читайте договор. Основное содержание у всех стандартное, но каждый агент может что-то добавить или убрать. В любом случае, очень много жалоб на то, что не исполняется даже то, что в договоре прописано».

Проверить турфирму можно на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также целесообразно получить информацию о наличии сведений о ней в реестре субъектов туристической деятельности.

При этом надо помнить, что основная ответственность за выбор отдыха лежит на самом туристе.

«Тур — это сложный продукт, который включает услуги перевозчика, гостиницы, экскурсионные предложения. Даже тому туроператору, который сформировал тур, и турагенту, который его продал, на каждый элемент сложно дать стопроцентную гарантию. В этом сложном механизме какой-то элемент может сломаться. Поэтому всегда немножко рискованно покупать тур, хотя это очень удобно — за тебя все продумали, а ты пришел и купил», — подытожил Андрей Молчан.