Как в Украину ввозят европейские авто на белорусских «верблюдах»

«На ком-небудь висять "евробляхи", — спросил украинский пограничник, собрав паспорта пассажиров рейсового автобуса Брест — Ковель. — Признавайтесь самі, якщо я знайду, буде гірше».

Чернигов, октябрь 2017

Впервые я удивилась, сколько ездит по Украине машин с литовскими и польскими номерами, еще два года назад. По наивности думала, что это туристы. И только когда увидела на стоянке такси сплошь на номерах ЕС, поняла, что-то здесь не так.

Растаможка машин из Европы — дорого. Средний же украинец нередко покупает автомобиль, который не соответствует экологическим нормам Евро-5, который с 2016 года официально растаможить в принципе невозможно.  Поэтому нашли выход: оформлять временный ввоз машины на год.

Перекупщики не могут оформить на себя сотни машин. Нерезидент же имеет право ввезти в страну машину сроком на один год, в таком случае ее не нужно растамаживать. Вот для этого и нужны белорусы — чтобы по своим документам ввезти в Украину машину с иностранным номерным знаком. Серые автобизнесмены называют таких людей «верблюдами».

Во время еще одной поездки в Украину на границе прямо под окном автобуса увидела компанию из трех мужчин и одной женщины. Выглядели они бойко-маргинально и явно ожидали кого-то. К ним подошел мужчина и посмотрел паспорта, сверяя их по смартфону. Потом вся компания села в легковушку. Знающие пассажиры автобуса просветили, что это местные жители снова собрались в Украину, чтобы оформить на себя машины.

По официальной украинской статистике, с 2016 года количество автомобилей личного пользования с иностранной регистрацией в режиме «временного ввоза» растет в геометрической прогрессии: 2016 год — 127,5 тыс. автомобилей, 2017-й — 212 тыс., первое полугодие 2018 года — 152,4 тыс. машин. А по неофициальным данным, таких машин и вовсе пару миллионов.

В реальности машины принадлежат специально созданным для этого бизнеса европейским фирмам. Фактически автомобиль у них покупает украинец, а юридически он висит на белорусе. Человеку, на чье имя оформляется машина, платят в среднем 20 долларов. Это самая низкая ставка среди всех участников теневой сделки.

Несмотря на мизерность заработка, на эту схему подсели многие жители приграничья. Удивительно, что эти люди совсем не задумываются о последствиях сомнительных сделок.

Во-первых, человеку, на чье имя ввезен автомобиль во временном режиме, нельзя передавать право на управление другому лицу. За это на юридического владельца выпишут штраф в эквиваленте до 630 белорусских рублей.

Во-вторых, если ввезенный автомобиль задерживается на территории Украины больше года, каждые сутки имеют цену. За три просроченных дня штраф составит 63 рубля, правда, предусмотрена и такая мера наказания, как предупреждение. Максимальный штраф — эквивалент 378 рублей, если авто задержалось территории Украины более чем на 10 дней.

Так вот, если на белоруса выписан такой штраф, и он отправится в Украину, то придется оплачивать штраф. При отсутствии денег, но наличия багажа или авто — их конфискуют в счет уплаты штрафа. А в дополнение ко всему белорусу запретят на несколько лет въезд в Украину.

Не стоит забывать и о таком моменте как ответственность юридического владельца авто. Допустим, незадачливый водитель «евробляхи» покалечил какой-либо Porsche на украинских номерах. Ущерб должен в таком случае возмещать владелец авто.

Интересный вопрос, что будет с машинами через год. Объем «европейского» автопарка в Украине такой, что привезти снова всех «верблюдов», чтобы оформить вывоз машины, а потом снова ввезти, нереально.

Сами украинцы говорят, что за год, особенно если таксовать, то машина себя оправдает, а если продать ее на запчасти, то еще и в выигрыше останешься.

Между тем, подобная схема ввоза автомобилей действовала и в Молдове. Туда ввозили машины из Румынии. В Молдове машины на иностранных номерах, ввезенные до 1 ноября 2016 года, разрешили растаможить со скидкой 70%. На регистрацию машин отвели четыре месяца, а потом продлили еще на два. При этом сняли ограничение по году выпуска машины — для машин старше 10 лет и до 10 лет сумма акциза сравнялась. И хотя нужно было соблюсти ряд процедур, люди воспользовались этой возможностью, а в казну поступила заметная сумма денег.

В Украине также рассматривают разные варианты легализации «евроблях». Верховной Радой Украины приняты в первом чтении два законопроекта, предусматривающие либерализацию ставки акциза, однако в зависимости от возраста автомобиля и объема двигателя сохранится дифференциация коэффициентов. Также прописаны нормы о применении финансовой гарантии, если нерезидент перемещает в режиме временного ввоза больше одной машины. Но главное, при соблюдении определенных условий для украинцев предусматривается возможность легализовать авто.

Однако предлагаемые правила настолько не понравились владельцам «евроблях», что они утроили акцию протеста в Киеве в правительственном квартале. Они требовали, чтобы стоимость растаможки таких авто не превышала 500 евро. И законопроект с таким предложением зарегистрирован в Верховной Раде группой депутатов.

Какой бы законопроект не приняли украинские депутаты, так или иначе «евробляхи» амнистируют, чего не скажешь о наших соотечественниках, на которых кроме машин висят и штрафы.

Новые законы пока не приняты и поэтому возможны два варианта: либо серые автобизнесмены сделают последний решительный рывок и ввезут побольше автомобилей на «верблюдах», а там будь что будет, либо этот бизнес уже сейчас начнет сворачиваться.




Оставьте комментарий (0)