Белорусов могут обязать вкладывать деньги в пенсионное страхование

Периодические высказывания чиновников по пенсионной проблематике не являются следствием системных усилий по разработке пенсионной реформы.

Министерство финансов предлагает снизить нагрузку для предприятий по наполнению ФСЗН и ввести пенсионное накопительное страхование для работников. Эксперты же вновь и вновь говорят о необходимости полноценной пенсионной реформы.

 

Подорванное доверие

В интервью для августовского выпуска журнала «Финансы. Учет. Аудит» заместитель министра финансов Юрий Селиверстов констатировал существующую проблему с наполнением Фонда социальной защиты населения.

«Полагаю, более целесообразен разговор о снижении нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий, — сказал замминистра. — Во многих странах для организаций она намного меньше, что положительно сказывается на конкурентоспособности субъектов хозяйствования».

Правда, как это будет происходить, пока непонятно, ведь взять и просто так снизить отчисления невозможно, иначе в ФСЗН образуется дыра:

«Тем более что и нынешний размер пенсий для населения, будем откровенны, невысокий. Чтобы обеспечить людям достойную пенсию на уровне 40% от заработной платы, требуется создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде».

Значит, надо напрячь население вносить деньги в накопительные фонды. Пока у белорусов нет большого интереса к пенсионному страхованию, да и рынок неразвит — такую услугу предлагают лишь две компании («Стравита» и «Приорлайф»).

Юрий Селиверстов считает, что люди не стремятся через накопления обеспечивать свое будущее, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

По мнению заместителя министра финансов, нужно менять государственные подходы к вопросу с пенсиями:

«На государственном уровне требуется плавно вовлекать людей в то, чтобы они не только рассчитывали на помощь государства в пожилом возрасте, а разумно накапливали средства. Возможно, даже стоит сделать эту систему добровольно-принудительной».

 

Не надо изобретать велосипед

Периодические высказывания чиновников по пенсионной проблематике не являются следствием системных усилий по разработке пенсионной реформы, отметил в комментарии для Naviny.by исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

«Можно предположить из слов замминистра финансов, что речь идет о введении для граждан обязанности иметь накопительный счет в одном из фондов или банков. Однако это невозможно без полноценной реформы пенсионной системы, которая может этот выбор обеспечить. В противном случае это лишь косметически изменения», — сказал Романчук.

Он подчеркнул, что в развитых странах существует отработанная система создания фондов, обеспечения гарантий, управления рисками и так далее.

«Не надо изобретать велосипед, механизмы отработаны. Другое дело, что для экспертного, законодательного обеспечения реальной пенсионной реформы нужен другой взгляд на экономику, нужно отойти от имитации государственного страхового обеспечения», — отметил эксперт.

 

Как совместить «добровольно» и «принудительно»

Почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей, который в 90-е занимал пост министра труда и социальной защиты, а также министра экономики, считает, что система пенсионного страхования не может быть добровольно-принудительной, потому что «совместить такие понятия как «добровольный» и «принудительный» вряд ли получится».

В комментарии для Naviny.by Георгий Бадей напомнил, что в Беларуси есть обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий граждан — шахтеров, водителей, профессиональных спортсменов. Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за счет работодателя и являются его обязательными платежами.

Георгий Бадей выступает за введение страховой пенсионной системы для всех, потому что только в таком случае у работника появляется ответственность за накопления.

Эксперт согласен с высказыванием замминистра финансов, что доверия к финансовым институтам у населения нет:

«Какое доверие, если мы свой рубль девальвировали? Для возвращения доверия нужны государственные гарантии для пенсионных фондов, куда люди добровольно понесут свои деньги. При этом должна быть самостоятельность при распоряжении средствами фонда. Надо сказать, что страховые пенсионные фонды, например, в Германии выступают и как инвестиционные — получают доход от вложения средств, рискуя при этом, конечно. Для минимизации рисков фондом управляют представители нанимателей, работников и государства, не так, как у нас — средства фонда распределяются указом президента».

Георгий Бадей считает, что не Министерство финансов, а Министерство труда и соцзащиты должно заниматься вопросами пенсионной системы, страхования в том числе, но это ведомство «задвинуто на задний план, в целом на государственном уровне не обсуждается проблема пенсионного обеспечения».

При Минтруда, например, есть общественно-консультативный совет, где «почему-то такие вопросы не обсуждаются, а надо бы», сказал Бадей: «Когда в 2013 году мы представили свою концепцию пенсионной реформы, нам сказали, что это рано. Какое рано, теперь всем очевидно, что давно поздно».

Бадей считает, что «правительство должно на высоком уровне заниматься вопросом пенсионной реформы, а не удоями молока».

 

Реформа пенсионной системы: что предлагали и что сделали чиновники

У Минфина была еще одна идея — ввести отдельный социальный налог вместо взносов в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения.

«На повестке дня стоит обсуждение вопроса о включении в состав налоговой системы взносов в ФСЗН в виде социального налога либо сохранения действующей страховой системы в виде отдельного платежа и отдельного внебюджетного государственного фонда», — сказал 28 марта на конференции в Минске заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

По его словам, «здесь множество вариантов, к обсуждению и просчету которых нам необходимо приступать».

Однако само по себе изменение способа внесения средств в общую пенсионную копилку проблемы в пенсионной системе не решит, уверен Георгий Бадей.

В Беларуси за последние годы в части усовершенствования пенсионной системы сделано по большому счету одно — увеличен пенсионный возраст на три года. К 2022 году женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года.

Еще увеличили страховой стаж, который за 2015 и 2016 годы увеличился с 5 лет до 15,5 года и будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет.

Такое резкое увеличение шокировало общество. И власти были вынуждены пойти навстречу тем, кто оказался в ловушке страхового стажа без пенсии. И некоторым категориям граждан в 2017 году страховой стаж уменьшили.

Однако все эти меры не сделали ФСЗН устойчивым, а повышение пенсионного возраста не решило проблему пенсионной системы.

На государственном уровне уже обсуждался вариант еще одного повышения пенсионного возраста только для женщин. Однако профильное ведомство поспешило заверить, что такое предложение не прорабатывается.