ГАИ: система штрафных баллов направлена против злостных нарушителей

Система штрафных баллов, предусмотренная поправками в закон «О дорожном движении», заставит водителей вести себя аккуратно и не нарушать правила дорожного движения.

Об этом заместитель начальника управления ГАИ МВД Александр Цегельник заявил 29 августа на совещании с членами постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.

 

Добропорядочным водителям бояться нечего

«Предлагаемая в проекте закона балльная система носит комплексный подход и направлена на профилактику широкого круга правонарушений, — сказал он. — При этом основное профилактическое воздействие система возымеет на водителей, систематически нарушающих установленные требования в сфере дорожного движения и создающих своими действиями реальную угрозу безопасности как себе, так и другим участникам дорожного движения».

«Система предусматривает начисление штрафных баллов за определенные нарушения против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. <…> При наборе определенного количества баллов любой водитель задумается о том, что он может лишиться права управления, и будет вести себя более осторожно, аккуратно, не нарушая правила дорожного движения. Уверен, что в случае внедрения балльной системы количество систематических нарушителей правил дорожного движения уменьшится в разы», — заявил чиновник.

Вместе с тем, по словам Цегельника, предусмотрен перечень правонарушений, за которые штрафные баллы начисляться не будут. В частности это правонарушения, «не оказывающие непосредственного негативного влияния на безопасность дорожного движения, а также нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств».

Замначальника УГАИ отметил, что количество человек, допустивших 15 и более нарушений на дороге в прошлом году, невелико. Поэтому для «подавляющего большинства законопослушных граждан» система штрафных баллов «никаких правовых последствий не повлечет». При этом система будет функционировать «полностью автоматизировано», что исключает «формализм и предвзятость при принятии решений».

«Однако ключевыми, на наш взгляд, должны стать изменения, касающиеся сферы организации дорожного движения, — подчеркнул Цегельник. — Исследования ведущих европейских ученых показывают, что аварийность на 70% зависит именно от правильной организации дорожного движения».

«Проектом закона предусматривается дополнение полномочий Министерства транспорта и коммуникаций, местных исполнительных и распорядительных органов и иных владельцев дорог функциями по осуществлению мониторинга дорожного движения и по обеспечению эффективности дорожного движения. При этом сохранятся полномочия МВД, ГАИ и Минтранса по выявлению тенденций, причин и условий, способствующих нарушению правил дорожного движения и совершению ДТП, и принятию своевременных мер по их устранению», — подытожил он.

 

Старые меры уже не дают должного эффекта

Согласно статистике ГАИ, в 2017 году по вине водителей произошло около 79% ДТП, пешеходов — около 15%, велосипедистов — около 4%. Происшествия по вине водителей в основном случались из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов, превышения скорости и несоблюдения очередности проезда перекрестков.

Цегельник напомнил, что в 2013 году была ужесточена административная и уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения. За пять лет число задержанных нетрезвых водителей «уменьшилось в два раза, число ДТП по вине нетрезвых водителей сократилось на 36%, количество погибших и раненых в таких происшествиях уменьшилось более чем в два раза».

Для борьбы с еще одной распространенной причиной ДТП — превышением скорости — была внедрена система фотофиксации нарушения установленной скорости. По словам замначальника УГАИ МВД, если в 2011 году по этой причине «было зафиксировано более тысячи ДТП, то в прошлом году их число сократилось более чем в 2,5 раза, практически во столько же снизилось количество погибших — с 269 до 111 человек».

Чиновник отметил, что в 2017 году в Беларуси «на миллион жителей пришлось 62 смертельные травмы в дорожно-транспортных происшествиях, что ниже показателей аварийности у стран-соседей». Однако добиться снижения уровня аварийности по сравнению с предыдущими годами в 2017-м не удалось.

«По нашему мнению, реализованные подходы в дальнейшем смогут только сохранить достигнутые результаты, но обеспечить дальнейшее снижение показателей аварийности они не в силах. Именно поэтому назрела необходимость во внедрении новых подходов, которые нашли отражение в обсуждаемом сегодня проекте закона», — подчеркнул Цегельник.