Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. «Союзное государство» как опасный фантом

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Слово «фантом» переводится с латинского как причудливое явление, призрак. До последнего времени таким причудливым явлением было «союзное государство Беларуси и России».

 

Государство без названия

2 апреля 1996 г. в Москве президент России Борис Ельцин и президент Беларуси Александр Лукашенко подписали Договор о создании Сообщества Беларуси и России. Его целью провозглашалось формирование межгосударственного объединения (конфедерации) двух равноправных государств с последующей интеграцией.

Через год — 2 апреля 1997 г. — те же президенты подписали новое соглашение — Договор о Союзе Беларуси и России. С того времени 2 апреля отмечается как день единения двух стран и народов.

Полтора года понадобилось для формирования исполнительных органов «союза», общего бюджета, создания «силовой составляющей — Пограничного и Таможенного комитетов, Комитета по вопросам безопасности. Тогда же появилась и «идеологическая составляющая» — телевещательная корпорация Союза Беларуси и России.

Следующим шагом в интеграции государств стало подписание 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан и Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании союзного государства Беларуси и России, а также принята Программа действий по реализации положений Договора.

Следует отметить, что в развитие Договора 1999 г. предпринимались усилия по подготовке и принятию так называемого «Конституционного акта Союзного государства». Более того, его текст представлялся на рассмотрение Высшего государственного совета 19 января 2006 г. Однако в силу политических и иных причин высшее руководство России и Беларуси не решилось вынести его на референдумы в «союзных» государствах.

 

Надгосударственные органы

«Союзное государство» (далее — СГ) имеет формальные признаки государства в виде соответствующих органов, бюджета, решений. Так, высшим органом СГ является Высший государственный совет. В его состав входят главы двух государств, премьер-министры и руководители палат парламентов. Функции председателя Высшего государственного совета осуществляет один из президентов СГ с последующей ротацией.

Роль законодательного органа СГ выполняет Парламентское собрание. Оно формируется на паритетных началах — по 36 представителей от парламентов двух стран.

Исполнительным органом СГ является Совет министров. В него входят главы правительств, министры иностранных дел, экономики, руководители иных министерств и ведомств на паритетных началах.

По Договору 1999 г. в рамках СГ должен быть создан Суд и Счетная палата. Однако до настоящего времени «строители» обходятся без этих органов.

В качестве рабочего органа СГ выступает Постоянный комитет. Он отвечает за подготовку заседаний его органов, вносит предложения в повестку заседаний Высшего государственного совета, Парламентского собрания, Совета министров, разрабатывает планы работы. С декабря 2011 г. руководителем Постоянного комитета и Государственным секретарем СГ является Григорий Рапота.

 

Результаты 20-летней «стройки»

В отчетах, публикуемых на страницах журнала «Союзное государство», приводятся данные об успехах в «строительстве», о заключении десятков договоров в различных сферах, о росте товарооборота в условиях единого таможенного пространства.

Понятное дело, что основными приоритетами «союзного государства» являются экономика, внешняя политика и культура. В указанных сферах действуют совместные программы за счет общего бюджета СГ. Так, важное значение в сфере экономического сотрудничества отводится строительству Белорусской АЭС. В области внешней политики реализуется Программа согласованных действий, которая разрабатывается внешнеполитическими ведомствами двух стран. В культурной сфере — «союзный телевизор», гастроли, фестивали, выставки и, конечно же, «Славянский базар в Витебске».

Серьезным стимулом в развитии «союзного государства» является бюджет СГ, который ежегодно утверждается декретом (!) Высшего государственного совета. Так, бюджет на 2018 год запланирован в сумме 6 млрд 929,5 млн российских рублей, что эквивалентно 118 млн долларов. На две трети бюджет СГ формируется за счет дотации с российской стороны.

 

Опасен ли «союз» для Беларуси?

30 августа с.г. бывший посол России в Беларуси Александр Суриков, отработавший здесь 12 лет, на прощальной пресс-конференции для журналистов заявил, что «союзному государству» необходимо придать юридический статус, а союзный договор — переписать.

По мнению Мечислава Гриба, председателя последнего легитимного парламента Беларуси, в этом «государстве», если его сделать реальным образованием, «...потерять мы можем всё: и суверенитет, и независимость».

С мнением М.Гриба я согласен и хотел бы усилить его юридическими аргументами.

Во-первых, согласно ст. 1 Конституции, Республика Беларусь — суверенное государство и власти обязаны защищать независимость и территориальную целостность страны. Беларусь может входить в межгосударственные объединения, однако не вправе заключать международные договоры, которые противоречат Конституции (ст. 8).

Отсюда следует, что при «углубленной интеграции» с российским государством, в том числе в политической, военной, экономической и финансовой сферах, Беларусь как несравнимо более слабое государство может оказаться в полной зависимости от России. Она попросту не сможет противостоять российской экспансии.

Во-вторых, краеугольным камнем белорусской государственности была и остается Декларация о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г., которой 25 августа 1991 г. был придан статус конституционного закона. В ней прямо записано, что носителем суверенитета является белорусский народ. Его полновластие реализуется непосредственно (!) и через представительные органы власти.

Это означает, что вопросы более тесной интеграции Беларуси и России, угрожающие суверенитету страны, могут решаться исключительно через проведение свободного и честного референдума.

В-третьих, в Декларации содержится норма о том, что Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные силы (ст. 10). В ней также отмечается, что «никакие военные формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета». Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику — нейтральным государством.

Исходя из указанных положений, можно сделать вывод, что создание региональной группировки войск, о которой идет речь в Договоре 1999 г., как и наличие воинских баз России на территории нашей страны, не допускается. Вкупе с нейтральным статусом Беларуси сотрудничество в военной сфере с Россией подрывает устои суверенитета и обороноспособности страны.

 

Итог рассуждений

Договор о Союзном государстве следует рассматривать с точки зрения его соответствия Конституции, Декларации о государственном суверенитете и защиты интересов белорусского народа. В нынешней обстановке «союзнические отношения» могут привести к «аншлюсу» двух разных по своей мощи и потенциалу государств. Основой «аншлюса» может стать хранящийся в сундуках истории «Конституционный акт Союзного государства». Его можно отряхнуть от нафталина и предложить для голосования на референдумах.

Несмотря на то, что в нем написано много хороших слов про дружбу народов, развитие национальных культур, повышение благосостояния и уровня жизни, его принятие будет означать инкорпорацию (включение) Беларуси в состав Российской Федерации.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 




Оставьте комментарий (0)
  • "В ней (в Декларации) также отмечается, что «никакие военные формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета». Исходя из указанных положений, можно сделать вывод, что ... наличие воинских баз России на территории нашей страны, не допускается..." А если будет согласие Верховного Совета?
  • "Вкупе с нейтральным статусом Беларуси сотрудничество в военной сфере с Россией подрывает устои суверенитета и обороноспособности страны..." Но при этом и оппы, и власти чота обижаются, что Россия не хочет дарить новейшее вооружение.
  • "Вкупе с нейтральным статусом Беларуси сотрудничество в военной сфере с Россией подрывает устои суверенитета и обороноспособности страны..." Но при этом и оппы, и власти чота обижаются, что Россия не хочет дарить новейшее вооружение.
  • Чем реально для беларусов опасно создание союзного государства с РФ в настоящее время?