Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. «Союзное государство» как опасный фантом

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Слово «фантом» переводится с латинского как причудливое явление, призрак. До последнего времени таким причудливым явлением было «союзное государство Беларуси и России».

 

Государство без названия

2 апреля 1996 г. в Москве президент России Борис Ельцин и президент Беларуси Александр Лукашенко подписали Договор о создании Сообщества Беларуси и России. Его целью провозглашалось формирование межгосударственного объединения (конфедерации) двух равноправных государств с последующей интеграцией.

Через год — 2 апреля 1997 г. — те же президенты подписали новое соглашение — Договор о Союзе Беларуси и России. С того времени 2 апреля отмечается как день единения двух стран и народов.

Полтора года понадобилось для формирования исполнительных органов «союза», общего бюджета, создания «силовой составляющей — Пограничного и Таможенного комитетов, Комитета по вопросам безопасности. Тогда же появилась и «идеологическая составляющая» — телевещательная корпорация Союза Беларуси и России.

Следующим шагом в интеграции государств стало подписание 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан и Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании союзного государства Беларуси и России, а также принята Программа действий по реализации положений Договора.

Следует отметить, что в развитие Договора 1999 г. предпринимались усилия по подготовке и принятию так называемого «Конституционного акта Союзного государства». Более того, его текст представлялся на рассмотрение Высшего государственного совета 19 января 2006 г. Однако в силу политических и иных причин высшее руководство России и Беларуси не решилось вынести его на референдумы в «союзных» государствах.

 

Надгосударственные органы

«Союзное государство» (далее — СГ) имеет формальные признаки государства в виде соответствующих органов, бюджета, решений. Так, высшим органом СГ является Высший государственный совет. В его состав входят главы двух государств, премьер-министры и руководители палат парламентов. Функции председателя Высшего государственного совета осуществляет один из президентов СГ с последующей ротацией.

Роль законодательного органа СГ выполняет Парламентское собрание. Оно формируется на паритетных началах — по 36 представителей от парламентов двух стран.

Исполнительным органом СГ является Совет министров. В него входят главы правительств, министры иностранных дел, экономики, руководители иных министерств и ведомств на паритетных началах.

По Договору 1999 г. в рамках СГ должен быть создан Суд и Счетная палата. Однако до настоящего времени «строители» обходятся без этих органов.

В качестве рабочего органа СГ выступает Постоянный комитет. Он отвечает за подготовку заседаний его органов, вносит предложения в повестку заседаний Высшего государственного совета, Парламентского собрания, Совета министров, разрабатывает планы работы. С декабря 2011 г. руководителем Постоянного комитета и Государственным секретарем СГ является Григорий Рапота.

 

Результаты 20-летней «стройки»

В отчетах, публикуемых на страницах журнала «Союзное государство», приводятся данные об успехах в «строительстве», о заключении десятков договоров в различных сферах, о росте товарооборота в условиях единого таможенного пространства.

Понятное дело, что основными приоритетами «союзного государства» являются экономика, внешняя политика и культура. В указанных сферах действуют совместные программы за счет общего бюджета СГ. Так, важное значение в сфере экономического сотрудничества отводится строительству Белорусской АЭС. В области внешней политики реализуется Программа согласованных действий, которая разрабатывается внешнеполитическими ведомствами двух стран. В культурной сфере — «союзный телевизор», гастроли, фестивали, выставки и, конечно же, «Славянский базар в Витебске».

Серьезным стимулом в развитии «союзного государства» является бюджет СГ, который ежегодно утверждается декретом (!) Высшего государственного совета. Так, бюджет на 2018 год запланирован в сумме 6 млрд 929,5 млн российских рублей, что эквивалентно 118 млн долларов. На две трети бюджет СГ формируется за счет дотации с российской стороны.

 

Опасен ли «союз» для Беларуси?

30 августа с.г. бывший посол России в Беларуси Александр Суриков, отработавший здесь 12 лет, на прощальной пресс-конференции для журналистов заявил, что «союзному государству» необходимо придать юридический статус, а союзный договор — переписать.

По мнению Мечислава Гриба, председателя последнего легитимного парламента Беларуси, в этом «государстве», если его сделать реальным образованием, «...потерять мы можем всё: и суверенитет, и независимость».

С мнением М.Гриба я согласен и хотел бы усилить его юридическими аргументами.

Во-первых, согласно ст. 1 Конституции, Республика Беларусь — суверенное государство и власти обязаны защищать независимость и территориальную целостность страны. Беларусь может входить в межгосударственные объединения, однако не вправе заключать международные договоры, которые противоречат Конституции (ст. 8).

Отсюда следует, что при «углубленной интеграции» с российским государством, в том числе в политической, военной, экономической и финансовой сферах, Беларусь как несравнимо более слабое государство может оказаться в полной зависимости от России. Она попросту не сможет противостоять российской экспансии.

Во-вторых, краеугольным камнем белорусской государственности была и остается Декларация о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г., которой 25 августа 1991 г. был придан статус конституционного закона. В ней прямо записано, что носителем суверенитета является белорусский народ. Его полновластие реализуется непосредственно (!) и через представительные органы власти.

Это означает, что вопросы более тесной интеграции Беларуси и России, угрожающие суверенитету страны, могут решаться исключительно через проведение свободного и честного референдума.

В-третьих, в Декларации содержится норма о том, что Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные силы (ст. 10). В ней также отмечается, что «никакие военные формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета». Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику — нейтральным государством.

Исходя из указанных положений, можно сделать вывод, что создание региональной группировки войск, о которой идет речь в Договоре 1999 г., как и наличие воинских баз России на территории нашей страны, не допускается. Вкупе с нейтральным статусом Беларуси сотрудничество в военной сфере с Россией подрывает устои суверенитета и обороноспособности страны.

 

Итог рассуждений

Договор о Союзном государстве следует рассматривать с точки зрения его соответствия Конституции, Декларации о государственном суверенитете и защиты интересов белорусского народа. В нынешней обстановке «союзнические отношения» могут привести к «аншлюсу» двух разных по своей мощи и потенциалу государств. Основой «аншлюса» может стать хранящийся в сундуках истории «Конституционный акт Союзного государства». Его можно отряхнуть от нафталина и предложить для голосования на референдумах.

Несмотря на то, что в нем написано много хороших слов про дружбу народов, развитие национальных культур, повышение благосостояния и уровня жизни, его принятие будет означать инкорпорацию (включение) Беларуси в состав Российской Федерации.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».