Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Когда должны быть выборы?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

На сайте Naviny.by активно обсуждается вопрос о предстоящих парламентских и президентских выборах, в том числе о сроках их проведения. Считаю уместным изложить свою позицию по данному вопросу.

 

Какие возможны сценарии?

Как заявил Александр Лукашенко при назначении нового состава правительства, президентские выборы будут проведены «строго по Конституции», то есть в 2020 году. Он заверил: «У нас нет никакой необходимости сегодня или завтра проводить президентские выборы и под это развивать какой-то популизм».

Однако мало кто сомневается в том, что по мере приближения к выборам сценарии могут меняться. Так, председатель Центризбиркома Лидия Ермошина высказала мнение о желательности «разведения по времени» парламентских и президентских выборов.

Специалист в области избирательного законодательства Сергей Альфер говорит о необходимости соблюдения сроков проведения выборов, но отмечает их условность. В Беларуси уже стало нормой, когда сроки выборов двигают в сторону сокращения. Например, президентские выборы 2006 года должны были быть проведены в июле, а прошли в марте. Выборы 2010 года должны были состояться на самом деле в феврале 2011 г. Наконец, последние по времени президентские выборы 11 октября 2015 г. по закону должны были проводиться не раньше ноября 2015 г.

Если исходить из положений Избирательного кодекса (ст. 56), то президентские выборы должны назначаться не позднее, чем за пять месяцев, и проводиться не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента. Что касается выборов в Палату представителей, то они назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего состава.

Из указанной правовой регламентации следует, что очередные президентские выборы должны пройти не позднее 30 августа 2020 г., а парламентские — не позднее 10 сентября 2020 г.

 

Допустимо ли разводить выборы?

Провластные юристы, в том числе из Центризбиркома, привыкли к произвольному назначению сроков выборов. Они почему-то считают, что выборы можно проводить досрочно при одном желании тех, кто принимает решения. На самом деле это не так.

Грамматическое и логическое толкование норм Конституции позволяет утверждать, что досрочные выборы возможны лишь в точно установленных случаях.

Так, досрочные президентские выборы могут иметь место лишь в четырех случаях: 1) при добровольной отставке (ст. 87); 2) при досрочном освобождении от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности президента (ч. 1 ст. 88); 3) в связи с обвинением в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления (ч. 2 ст. 88); 4) в случае смерти (без ссылки).

Во всех иных случаях обрезание срока полномочий президента (более чем на два месяца до окончания его полномочий) следует признать покушением на «высочайшие» права и достоинство главы государства.

Понятное дело, что это образует состав должностного преступления (ст. 424 УК «Злоупотребление властью или служебными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия»). По этой статье УК должны отвечать все, кто принимал участие в принятии незаконного решения (к этим лицам могут быть отнесены депутаты Палаты представителей, а также члены Центризбиркома).

Если действующий глава государства молчаливо согласился с сокращением срока своих полномочий, то это следует признать нарушением Конституции и Избирательного кодекса с последующим признанием выборов недействительными.

К тому же может сложиться анекдотическая ситуация. Вдруг на досрочных выборах побеждает другой кандидат, а у действующего еще не кончился срок полномочий. Должен ли он уступить «трон» победителю?

Парламентские выборы также могут проводиться досрочно в точно определенных случаях: 1) в случае двукратного отказа президенту в назначении предложенного кандидата на должность премьер-министра (п. 4 ст. 97, ч. 5 ст. 106); 2) при выражении правительству недоверия со стороны Палаты представителей (ч. 9 ст. 106); 3) при систематическом или грубом нарушении палатами парламента Конституции (ч. 6 ст. 116). Кроме того, нельзя исключить случай самороспуска Палаты представителей.

В других случаях никто не вправе сокращать срок полномочий депутатов. На этот счет имеется прямое указание в ст. 93 Конституции: «Срок полномочий парламента — четыре года. Полномочия парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны». О сокращении срока полномочий парламента речь не идет.

Значит, выборы в новый состав белорусского парламента должны быть проведены за 30 дней до окончания полномочий нынешнего состава, то есть 6 сентября 2020 г., воскресенье. Это время никто не вправе изменить под страхом уголовной ответственности за злоупотребление властью. Даже 13 сентября будет поздно, так как останется меньше 30 дней до окончания полномочий депутатов.

 

Президентских выборов может не быть!

Несмотря на заверения о том, что выборы будут проведены «строго по Конституции», их, скорее всего, разведут, руководствуясь принципом целесообразности. Очевидно, что подрезание сроков коснется палат парламента, и выборы могут быть назначены на осень 2019 года.

Самым же интересным может стать совмещение парламентских выборов с референдумом. Главным вопросом на нем может оказаться даже не внесение поправок в Конституцию, а утверждение Конституционного акта о союзном государстве Беларуси и России. Разумеется, что после принятия «Конституционного акта» необходимости в выборах президента «Белоруссии» больше не будет. Эта должность автоматически трансформируется в должность генерал-губернатора «белорусского края». Для придания ей легитимности может проводиться утверждение со стороны марионеточного парламента. На любой срок, хоть на десять лет.

Можно ли не допустить подобного финала «выборов»? Конечно, можно.

Вариантов спасения белорусской государственности может быть несколько. Один из них — проведение Всебелорусского круглого стола с участием представителей власти, если она осознает опасность инкорпорации в состав России. Другой вариант — проведение Всебелорусского съезда (конгресса) демократических сил, где по примеру БНР могут быть приняты исторические решения. Третий вариант — проведение одновременных парламентских и президентских выборов на основе Конституции 1994 года. В результате будет обеспечена законность и демократия, а также восстановлена национальная государственность, символика и культура.

Перед угрозой грядущей опасности белорусы должны стать одной семьей и защитить свой общий дом и свои святыни. Возможностей для этого остается все меньше.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 




Оставьте комментарий (0)
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.
  • Уважаемый Михаил Пастухов и Вам подобные аналитики почаще пишите о поглащении Россией РБ и это сбудеться.Союзное государство есть но оно не работает,но с вашей помощью инкорпорация не за горами.