Сдерживать инфляцию в Беларуси будут административными мерами?

Независимые эксперты комментируют новую антиинфляционную программу правительства и Нацбанка.

Новая антиинфляционная программа утверждена совместным постановлением Совета министров и Национального банка.

Документ содержит меры, направленные на: ликвидацию существующих диспропорций в ценообразовании и уменьшение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов; совершенствование налоговой политики в части прозрачности и предсказуемости на среднесрочный период; развитие конкуренции и снижение монополизации экономики; снижение инфляционных ожиданий и повышение доверия к экономической политике государства.

Кроме того, программа определяет количественный среднесрочный ориентир по уровню инфляции — поддержание на уровне 4%.

Программа внедряет механизмы поэтапного перехода к регулированию цен на товары хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение, а также установление тарифов на среднесрочный период на отдельные услуги естественных монополий, в том числе с учетом роста уровня доходов населения.

 

 По планам правительства инфляция в Беларуси по итогам 2018 года не должна превысить 6%. По информации Белстата, в августе инфляция составила 0,1%, а с начала года — 2,9%. В мае 2018 года потребительские цены снизились на 0,3%, в июне — увеличились на 0,4%, в июле — снизились на 0,2%. 

 

Поверхностный документ

Член Совета по развитию предпринимательства, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук оценивает антиинфляционную программу как «очень поверхностный, фрагментарный документ, не затрагивающий серьезные механизмы, которые могут вызвать всплеск инфляции».

«Главное в борьбе с инфляцией — это открытая конкуренция, объективный расчет уровня инфляции, ликвидация льготников при получении дешевых ресурсов и принуждение их к оплате, а также финансово-платежная дисциплина самого государства как главного игрока, который влияет на цены и на инфляционное ожидание», — отметил эксперт.

Вместе с тем Романчук считает прогрессивным заявление о пороге инфляции в 4%. «Но я бы ставил целью 2%, потому что это соответствует европейским стандартам. А так получается — ни туда, ни сюда. Хорошо, что власти признают, что больше 4% — это уже плохо», — добавил экономист.

Он также положительно оценивает тот факт, что поставлена задача поэтапно сокращать перекрестное субсидирование тарифов ЖКХ, электроэнергии и т.д.

«Но при этом не понятен целый ряд исключений для некоторых производителей секторов экономики, например парниковых овощей. Это типичный лоббизм отдельных предприятий со стороны ведомства», — обратил внимание эксперт.

По мнению Романчука,  для повышения доверия к национальной валюте и дедоллоризации экономики следует не просто декларировать «исключение иностранной валюты в расчетах на территории Беларуси», а отдельным пунктом запретить Минфину размещение облигаций займа в иностранной валюте.

«Мы слона в посудной лавке не замечаем, а требуем не использовать валюту в тех операциях, которые снижают издержки расчетов между субъектами хозяйствования», — сказал Романчук.

Он также подверг критике пункт программы, который касается проблемы лоббирования властями регионов местных производителей, и негласный запрет на попадание на полки товаров из других областей.

«Мы признаем этим документом, что у нас в Беларуси нет единого свободного торгового экономического пространства. У нас страна феодальных удельных княжеств. В документе написано, что такие факты «надо выявлять и устранять». А что дальше, непонятно» — отметил Романчук.

Главным источником роста инфляции, подчеркнул аналитик, являются органы госуправления.

«Ничего нет в документе по поводу управления госдолгом. То есть привязка в корзине валют к российскому рублю сохраняется, а он будет лететь вниз. И что будет делать правительство, чтобы не допустить снижения уровня жизни и роста инфляции? Правильные декларации у нас уже появились, но мы видим, что взгляды местных чиновников, Минфина не меняются. Они являются главным источником того, что инфляционные ожидания и недоверие к белорусскому рублю и белорусским институтам будут сохраняться», — подытожил Ярослав Романчук.

 

В предлагаемых мерах мало экономики

В свою очередь заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц отметил: в основе программы лежит тезис, что инфляция должна быть минимальной и являться фактором экономической стабильности.

«Но дело в том, что инфляционное таргетирование во многих странах не является основополагающим. Сдерживание инфляции означает, что люди должны покупать товар с невысокой ценовой рентой. А это административное сдерживание цен вступает в противоречие с задачей по росту доходов населения и его благосостояния», — подчеркнул Гриц.

Кроме того, отметил экономист, сдерживание инфляции может привести в среднесрочной перспективе и к дестабилизации денежно-финансовой системы страны. «Сдерживание инфляции мешает росту деловой активности», — подчеркнул он.

Гриц обратил внимание на то, что ответственным за порог инфляции в 4% остается Нацбанк. «А где же правительство, что же оно должно делать?» — добавил он.

По оценке эксперта, многие положения программы не имеют новаций и повторяют те меры, которые уже давно реализуются и «дублируют очевидные вещи». «Данный документ вписывается в существующую политику административного регулирования. Это решение, скорее, политическое, чем экономическое», — заключил эксперт.




Оставьте комментарий (0)
  • "Ничего нет в документе по поводу управления госдолгом. То есть привязка в корзине валют к российскому рублю сохраняется, а он будет лететь вниз." В России сейчас выгоден низкий курс рубля при дорогой нефти ,уже профицит бюджета равный 3% ВВП. А вот белорусской территории это удар,убыточными будут продажи белорусских товаров,а если повышать цену,то никто в России покупать не будет. Ведь "качественное" белорусское можно либо за дарма либо по демпинговым ценам
  • "Ничего нет в документе по поводу управления госдолгом. То есть привязка в корзине валют к российскому рублю сохраняется, а он будет лететь вниз." В России сейчас выгоден низкий курс рубля при дорогой нефти ,уже профицит бюджета равный 3% ВВП. А вот белорусской территории это удар,убыточными будут продажи белорусских товаров,а если повышать цену,то никто в России покупать не будет. Ведь "качественное" белорусское можно либо за дарма либо по демпинговым ценам