Кто вернет Минску статус зеленого города?

Разработанная Схема озелененных территорий общего пользования Минска вызывает вопросы как у общественности, так и у специалистов.

Минчане давно не находятся в плену мифа о том, что живут чуть ли не в самом зеленом городе Европы. Норма в 21 квадратный метр зеленых насаждений на человека давно не выполняется, а в некоторых районах — Фрунзенском, например, — на каждого жителя нет и шести «квадратов».

Как в этой ситуации ведут себя городские власти и что предлагает общественность? Об этом шла речь на круглом столе, посвященном проблеме озеленения города. Круглый стол был организован депутатом Палаты представителей Валерием Бороденей, товариществом «Зеленая сеть», Белорусским союзом транспортников и инициативой «Город для горожан».

 

Горожан слышат, но не всегда слушают

Как отметил главный архитектор «Минскградо» Александр Акентьев, «теперь строительство идет с учетом норм». По его мнению, было бы верным решением ввести дифференцированное нормирование озеленения по районам, признав тем самым, что с учетом малочисленности усадебных застроек в том же Фрунзенском районе 21 квадратного метра зеленых насаждений на человека в обозримой перспективе не будет: «О таком уровне озеленения невозможно говорить».

Разве что средний показатель озеленения Минска увеличится, когда в городскую черту войдет территория Заславского водохранилища, а там есть две тысячи гектаров зеленых насаждений.

Однако жителям города кажется, что многое можно улучшить.

«Минскградо» разработало Схему озелененных территорий общего пользования Минска. При обсуждении этой схемы от жителей города поступило много предложений, однако они в большинстве своем приняты не были, отметил координатор инициативы «Город для горожан» Денис Кобрусев.

«По одному вопросу отвечали, что не могут принять предложение, потому что детальный план не разработан, по другому наоборот, что детальный план данной территории не предусматривает зеленую зону. Еще поясняли, что обсуждается не сама схема, а стратегическая экологическая оценка. Предложения заинтересованных граждан были приняты в 2-3% случаев», — рассказал Кобрусев.

Главный архитектор «Минскградо» Александр Акентьев приветствует активность жителей, но отмечает, что общественные слушания далеко не всегда отличаются конструктивностью:

«Есть масса эмоций, но на выходе нет результата, который бы вел к улучшению проекта. Чаще всего речь идет о спонтанных предложениях участников обсуждения, от которых приходится отказываться. Когда обсуждается схема большой территории, а кто-то задает вопрос о зеленом насаждении по конкретному адресу, говорить на равных с жителем может только тот человек, который разрабатывал проект».

Акентьев пояснил, почему порой жители города и чиновники, которые занимаются градостроительством, не понимают друг друга. По мнению главного архитектора, житель микрорайона, радеющий за сохранение важного для него парка или отдельного дерева, мыслит в одних координатах, тогда как чиновник — в других:

«Градостроитель делает анализ территории — инфраструктура, коммуникации. Ведь людям нужно создать комплексные условия — освещение, мощение и озеленение. Мы должны понимать, что мало быть зеленым, надо в чистоте и порядке содержать территорию».

«Жизнь в городе, нравится она нам или нет, но она такая, как складывается. Развитие в Минске может проходить только за счет ресурсов города, у нас нет еще одного глобуса. Потому мы всегда с разных сторон рассматриваем задачу. В градостроительстве нет оптимального варианта, не может быть только позитив. Однако мы всегда стремимся идти на компромисс», — подчеркнул Аксентьев.

 

Узаконить зеленые линии

Для территорий с зелеными насаждениями очень важно определить их статус, подчеркнул Денис Кобрусев.

«Если мы говорим про сквер и бульвар, то там запрещено любое строительство. Если речь идет про парк или лесопарк, то допустимо застроить 3% территории, разместив там, например, бассейн. А вот если статус никак не определен, то в любой момент в зеленой зоне могут вырубить деревья и построить какой-то объект», — пояснил координатор «Города для горожан».

Эта инициатива предлагает «включить все зеленые зоны в Схему озелененных территорий общего пользования. В противном случае создается возможность манипуляций, и большое количество зеленых зон в любом районе может пойти под застройку. А что такое регулярно происходит, показывает ряд случившихся конфликтов между жителями Минска и чиновниками».

Минский городской комитет охраны природы и окружающей среды придерживается схожей позиции. Необходимо, чтобы как можно большее число зеленых насаждений имели правовой статус, чтобы выполнялись нормы закона «О растительном мире», отметила начальник отдела экологического регулирования использования территорий, информации и пропаганды экологических знаний комитета Наталья Герасимович.

Однако, подчеркнула специалист, город — «это живой организм», он динамично меняется, и «никто не даст гарантию, что существующий сквер будет находиться в том же месте через пять лет».

 

 

При этом способы защитить городские зеленые насаждения ищут не только общественные организации, но и чиновники.

Александр Акентьев одним из новых способов защиты зеленых зон назвал их обозначение на градостроительных схемах зелеными линиями, которые наподобие красных в строительстве станут знаком, что за них нельзя заходить при строительстве объектов.

Акентьев выразил надежду, что «у нас отношение к зеленым линиям будет такое же серьезное, как к красным, зеленые линии будут препятствием для реализации локальных интересов, например, строительства парковки в зеленой зоне».

Однако, отметил Денис Кобрусев, в настоящее время статус зеленых линий не определен в нормативных документах, «существует неутвержденная инструкция Мингорисполкома, вопрос по существу подвешен»:

«По сути, нет оснований включать понятие зеленая линия в градостроительный кадастр. Да, зеленые линии должны учитываться, но юридической силы у этого понятия нет, потому что не утвержден порядок включения и исключения территории в зеленые линии».




Оставьте комментарий (0)