«Снять социальное напряжение». Бюджет на 2019 год сформировали под выборы

Финансирование социальной сферы в следующем году планируется увеличить на 12,5% — до 16,1 млрд рублей.

В бюджете на следующий год планируется усилить социальную направленность. Такой шаг со стороны властей видится логичным в преддверии политических кампаний.

Проект бюджета на 2019 год не раз обсуждался в правительстве и с депутатами. Документ был внесен на рассмотрение президенту, а затем должен появиться в парламенте.

Депутат Анна Канопацкая (в центре)

Проект республиканского бюджета на своей странице в «Фейсбук» выложила депутат Анна Канопацкая.

«Это не окончательный вариант. Это Министерство финансов в рамках взаимодействия внесло в Палату представителей для ознакомления депутатам. Но официально он не был внесен», — пояснила Naviny.by Анна Канопацкая.

 

По базовому сценарию

Проект бюджета сформирован на основе базового сценария экономического развития, писала в сентябрьском номере журнала «Финансы. Учет. Аудит» начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Елена Печень.

Этот сценарий предполагает рост ВВП на 2,1%, цен в среднем за год — на 5,3%. Ставка рефинансирования сохранится на уровне 10%. Курс доллара в среднем за год составит 2,2160 рубля. Цена на нефть — 60 долларов за баррель.

Доходы республиканского бюджета прогнозируются на уровне 23,5 млрд рублей, консолидированного (с местными бюджетами) — 36,6 млрд рублей. Расходы республиканского бюджета запланированы на уровне 21,8 млрд рублей, консолидированного — 35,1 млрд рублей.

Профицит республиканского бюджета направят на погашение части государственного долга. На эти цели также пойдут доходы от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Всего в 2019 году на погашение госдолга потребуется 5,7 млрд рублей, на обслуживание — 3 млрд рублей.

 

Социальные расходы увеличат

Наряду с погашением долгов приоритетным направлением расходов бюджета является финансирование социальной сферы. Оно в основном (на 90%) производится из местных бюджетов, поэтому корректнее использовать данные из консолидированного бюджета.

Так, в следующем году на социальную сферу будет направлено 16,1 млрд рублей, что на 12,5% больше, чем в текущем. В структуре консолидированного бюджета доля социальных расходов прирастет на 3,5% — с 42,4% до 45,9%.

Фонд оплаты труда с начислениями и пенсиями военнослужащих составит 13,3 млрд рублей и увеличится более чем на 11% к текущему году. Это позволит повысить зарплаты в бюджетном секторе до уровня 80% к среднему по стране. В номинальном выражении средняя зарплата бюджетников вырастет более чем на 9% по сравнению с текущим годом.

На формирование семейного капитала планируется направить 343 млн рублей, что почти на 10% больше текущего года.

Увеличится также объем поддержки граждан, нуждающихся в строительстве жилья. Если за восемь месяцев текущего года на эти цели было направлено около 15 млн рублей, то в следующем году планируется выделить 75 млн рублей. Акцент буде сделан на многодетных семьях.

«Да, сегодня на 10% оптимизируются расходы на государственную поддержку реального сектора, но высвобождаемые средства направляются на социальную сферу. Это не только зарплаты, это и пенсии, и поддержка многодетных семей при строительстве жилья, развивается и семейный капитал. Социальная направленность бюджета усиливается — это основное», — подчеркнула в комментарии для Naviny.by председатель постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Добрынина.

На изменения в структуре бюджета в пользу социального блока расходов указала также Елена Печень.

«Бюджет усиливает социальную направленность. Понятно, не на 20% и 40%, но есть изменения в структуре в пользу социальных расходов. Это образование, здравоохранение и физкультура и спорт, поскольку в следующем году у нас будут проводиться Европейские игры», — рассказала Naviny.by начальник главного управления бюджетной политики Минфина.

 

Бюджет стагнации

Социальную направленность бюджета хотят усилить, «чтобы снять социальное напряжение», считает Анна Канопацкая.

«Совершенно очевидно, что это год выборов, политических кампаний, поэтому власти хотят сделать всё, чтобы создать иллюзию благополучия и правильности курса. За ценой в предвыборные годы они не стоят, потому что, как показывает наша новейшая история, год после выборов всегда является кризисным», — отметил в комментарии для Naviny.by исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

В то же время, по его словам, в условиях сокращения чистой прибыли предприятий и резкого роста долгов увеличивать зарплаты и пенсии просто не за что. Причем не соблюдается базовая пропорция по увеличению доходов населения только после роста производительности труда.

«Логика только одна — показать людям, что всё хорошо, что они контролируют ситуацию, а решать больные вопросы, концентрация которых в государственном секторе зашкаливает, правительство не собирается. Так что это бюджет стагнации и подготовки к очередному кризису в экономике», — подытожил Романчук.