Лукашенко готов отменить указ, нанесший «невероятный ущерб»

Президент Беларуси готов отменить свой указ № 488 от 23 октября 2012 года «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Об этом сообщил первый заместитель премьер-министра, председатель Совета по развитию предпринимательства при президенте Александр Турчин. 25 октября он дал интервью программе «Разговор у президента» телеканала «Беларусь 1» по итогам доклада главе государства.

Александр Турчин. Фото tvr.by

«Что мы предложили сегодня президенту? Рассмотреть возможность все-таки, скажем, имплементировав нормы, которые позволят поставить заслон лжепредпринимательским структурам, в иные нормативно-правовые акты, отменить указ 488», — сказал Турчин.

«Президент поддержал эту инициативу, — заявил чиновник, — дал поручение внести предложение, конкретно какие нормы в какие законы, указы, декреты надо внести, обсудить это с Комитетом госконтроля и внести ему эти предложения».

По словам Турчина, реестр лжепредпринимательских структур не вызывает антагонизма у бизнес-сообщества: «Он нужен, какие проблемы? Для субъектов бизнеса сегодня посмотреть, зайти, какие, скажем так, субъекты не совсем добросовестные, чтобы себя обезопасить от каких-то проблем».

«Но другой вопрос, на основании чего мы формируем этот реестр, — отметил представитель правительства. — Например, если ты не находишься по месту регистрации, то сразу попадаешь в реестр. Ну, наверное, это не совсем правильно. И даже сегодня в действующем законодательстве эти нормы есть. Есть сегодня нормы административного кодекса, есть сегодня нормы уголовного, 243-я статья — неуплата налогов. То есть, в принципе, есть, но если что-то надо еще, скажем, усилить, ну давайте».

30 мая 2018 года на совместном заседании обеих палат Национального собрания предшественник Турчина Василий Матюшевский заявил, что в борьбе с лжепредпринимательством государственные органы «впали в крайности».

Матюшевский поддержал готовящуюся корректировку указа № 488. «Указ нанес невероятный ущерб предпринимательству в стране», — сказал чиновник.

В последние годы бизнес-ассоциации и предприниматели неоднократно возмущались тем, что применение этого указа стало причиной санкций в отношении добросовестных предпринимателей.

В конце марта 2018 года Совет по развитию предпринимательства вынес на общественное обсуждение проект о внесении изменений в указ № 488.

В апреле руководители Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского и Белорусского союза предпринимателей заявили о том, что проект новой редакции указа № 488 «не снимает с добросовестных субъектов хозяйствования (предпринимателей) риск нести ответственность за сделки со структурами, которые во внесудебном порядке контрольные органы признали «лжепредпринимательскими».

В связи с этим руководители бизнес-союзов предложили около 15 правок в опубликованный проект изменений к указу № 488.

25 июля газета «СБ. Беларусь сегодня» опубликовала интервью с заместителем директора департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Виктором Франскевичем, который заявил, что предложения об изменении указа о лжепредпринимательстве являются попыткой отдельных лиц связать руки контролирующим и правоохранительным органам.

По его словам, с течением времени изменения в законодательстве нужны, но эта работа должна быть комплексной: в отношении не только указа № 488, но и закона «О бухгалтерском учете и отчетности», Налогового кодекса.

«Однако вопрос в другом: под маркой действительно заслуживающих внимания предложений по корректировке указа отдельные лица предлагают его реформировать так, чтобы фактически связать руки контролирующим и правоохранительным органам в борьбе с лжепредпринимательством, устранить механизм, реально приносящий пользу, — отметил Франскевич. — Скажу больше, уж лучше тогда вовсе отменить этот законодательный акт и вернуться к существовавшей пять лет назад практике, чем учесть поступившие предложения и принять его в том виде, в котором он был вынесен на общественное обсуждение».

На вопрос, реально ли создать условия, при которых в лжеструктурах вообще не будет смысла, Франскевич ответил:

«Искоренить эту практику в ноль вряд ли получится по причине колоссальной доходности такого бизнеса. Однако уже в десятки раз снижено присутствие в экономике субъектов хозяйствования с признаками лжеструктур. В определенной степени здесь сыграло роль принятие указа № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», внесшего изменения в 488-й указ. И теперь реально можно дойти до каждого, кто когда-либо сработал с фиктивной компанией, при наличии доказательств умышленного уклонения от уплаты налогов привлечь виновного к уголовной ответственности, а при их отсутствии — предложить контрагенту лжеструктуры самостоятельно уплатить налоги либо провести проверку».