Бонусы торговых сетей за попадание товаров на полки магазинов могут урезать

Бонусы торговых сетей за продвижение продукции могут урезать до 5%. Сейчас они достигают 12% от поставленного объема товаров.

В Беларуси предлагают ограничить бонусы поставщиков в пользу торговых сетей пятью процентами. Такую норму внесли в проект закона, касающегося регулирования торговли и общественного питания. Документ вынесен на общественное обсуждение.

 

Бонусная система

С инициативой ограничить размер вознаграждений, премий, бонусов, которые платят поставщики торговым сетям за маркетинговые и рекламные услуги товаров, выступил Комитет государственного контроля.

Чтобы оценить социально-экономический эффект от нововведения, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) провело опрос 46 поставщиков продовольственных товаров (молочная и мясная продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия, бакалейные товары, фрукты и овощи, безалкогольные напитки) и 50 крупных, средних и мелких субъектов торговли.

Кроме того, была запрошена позиция на этот счет Министерства сельского хозяйства и продовольствия, концерна «Белгоспищепром», облисполкомов, Минского горисполкома, Белкоопсоюза.

Согласно данным опроса, 41% поставщиков, в том числе ряд крупных отечественных производителей, не платят бонусы торговым сетям в принципе, вместе с тем их продукция представлена на полках «Евроопта», «Короны», «Рублевского», «Алми», «Соседей».

Соответственно, 59% опрошенных поставщиков платят различного рода вознаграждения, как правило, на договорной основе. В среднем для отдельного поставщика сумма всех выплат за шесть месяцев этого года составила от 0,0019% до 12,34% от фактического объема поставленных товаров, в 2017 году — от 0,0013% до 11,43%.

При этом 34% поставщиков отметили, что инициатором таких платежей выступают торговые сети.

«По мере роста рыночной власти торговых сетей и насыщения потребительского рынка товарами производители вынуждены идти на стимулирующие меры торговых сетей для того, чтобы попасть на полки магазинов», — говорится в обосновании к проекту закона.

В концерне «Белгоспищепром» сказали, что выплаты бонусов отрицательно влияют на рентабельность предприятий: чем больше производитель тратит на продукт, тем он становится дороже. Там также отметили тенденцию к увеличению размера бонусов за последнее время.

«Мы не хотим существенного роста этого направления во взаимоотношениях сеть — поставщик вообще. Мы хотим, чтобы отношения были максимально прозрачными. Мы не против, чтобы сети зарабатывали. Мы против того, чтобы больше тратил производитель, потому что чем дешевле товар для производителя, тем он дешевле для покупателя», — сказала в комментарии для Naviny.by начальник управления координации поставок товаров на внутренний рынок и внешнеторговой деятельности «Белгоспищепрома» Елена Малиновская.

Помимо концерна «Белгоспищепром» предложение об ограничении размера вознаграждений торговым сетям поддержали 37% опрошенных поставщиков, а также Брестский, Витебский, Гомельский, Минский и Могилевский облисполкомы, Белкоопсоюз. Гродненский облисполком и Минский горисполком не поддержали данное предложение.

 

Бонусы сдерживают цены?

МАРТ просчитало эффект от отмены бонусов.

Так, при отмене дополнительных платежей на молочные и мясные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, бакалейные товары, плодоовощную продукцию и безалкогольные напитки только в четырех крупных торговых сетях, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров за позапрошлый год составила 24,6%, произойдет увеличение торговых надбавок и, соответственно, рост цен до 14%.

Это может повлечь дополнительный прирост индекса потребительских цен порядка 0,30-0,35 процентного пункта.

«Если будут ограничены бонусы, то торговые сети будут другими способами компенсировать недополучение прибыли. Как вариант, увеличение торговой надбавки, потому что рентабельность продаж в торговле в разы меньше, чем у производителей. Например, у производителей она может быть 8-10%, в продовольственном секторе организаций торговли выше 1,2% нет. Им надо содержать работников, магазины, склады, логистические центры», — пояснили Naviny.by в МАРТ.

Там заверили, что наличие бонусов не влияет на торговую надбавку сетей. Вознаграждения идут исключительно на продвижение товаров, что выгодно как поставщику, так и ритейлеру. У производителя растут объемы продаж, а у сети за счет этого растет прибыль.

«Торговая надбавка формируется независимо от того, есть там бонус или нет. Он тратится именно на продвижение товаров», — подчеркнули в МАРТ.

Ведомство ждет замечания и предложения по ограничению размера бонусов до 8 ноября.