Отделению философии БГУ предложили совершить академическое самоубийство

Студенты написали открытое письмо, в котором критикуют принципы преподавания философии в БГУ и атмосферу в университете.

Студенты факультета философии и социальных наук БГУ написали открытое письмо о положении философского знания в образовательной системе университета.

Фото bsu.by

Если изложить суть письма коротко, то преподавание философии, загнанной в узкие рамки научной дисциплины, в нынешнем виде лишено всякого смысла, а выхода из ситуации есть только два — или реформировать всю систему философского образования, или совершить академическое самоубийство, то есть ликвидировать данный предмет в принципе.

Авторами письма, как выяснили Naviny.by, стали несколько студентов старших курсов факультета философии и социальных наук. По их мнению, других способов донести свою позицию «попросту не было».

 

Философия — не наука

Авторы письма отмечают, что философия не является наукой. Но именно такое положения сегодня философия занимает в системе координат белорусского образования.

«Философское знание умирает и теряет свою полноту при необходимости быть вписанной в определения, она страдает и не может выразить себя в тестах и фактах — тяготея к метауровням постижения, она не имеет права оставаться на уровне навязанных, определённых сверху понятий», — отмечают авторы письма.

По их мнению, «в БГУ философия стала специальностью, имея одинаковый стиль проверки и изложения как с естественными, так и с техническими специальностями, что убивает всякую возможность для неё стать хотя бы в потенции критической». Тогда как философское образование «обязано быть критичным, так как имеет рефлексивный характер, базируясь на личном переживании и понимании мира (которое также может претендовать на объективность, но другого рода, если сравнивать с наукой).

Авторы письма уверены, что к философии неприменимы универсальные способы академического контроля как при поступлении, так и при проверке знаний студентов.

«Тестирования по государственному языку, истории Беларуси и обществознанию не имеют никакого прямого и очень слабое косвенное отношение к философии (особенно после усвоения школьной программы)», — отмечают авторы письма.

Они считаю, что «ограничение философии учебными планами, актуальностью, полезностью и ложным поиском в ней прикладного, научного, убивает в ней всю свободу и критичность».

Атмосфера в ведущем вузе страны — «лизоблюдство, принятие навязанного порядка» — сегодня также не способствует изучению философии: «Отсутствие свободы при изучении в философии превращает ее не в академическую дисциплину, но в сборник афоризмов».

Если строго следовать учебным планам, которые составляют отнюдь не преподаватели, отмечают авторы письма, «на деле получаются не философы, а ограниченные рабы общества и чужого мнения, в лучшем случае умеющие хорошо говорить и кивать головой, даже когда не просят».

Авторы письма также затронули тему незавидного положения тех преподавателей, которые «живут философией и своим предметом», но вынуждены «вписывать и ограничивать себя и свои исследования до рамок, заданных университетом, неизмеримо теряя в качестве».

 

Вариант — тотальная реформа

Авторы предлагают убрать специальность «философия» из перечня преподаваемых БГУ, чтобы прекратить «издевательство над философией и ее представителями в академической среде».

Они считают необходимым «либо тотально реформировать, либо же просто ликвидировать специальность “философия” в структуре БГУ в том виде, в котором она пребывает сейчас», как не обладающую «никакой свободой мысли», имеющую «лишь адаптационный и паразитирующий на студентах и преподавателях характер» и не имеющую «никакой ценности и пользы как для людей, так и для государства».

Предлагаемые авторами письма реформы касаются не только факультета философии и социальных наук, но и шире — «путь реформирования системы философского образования есть путь реформирования всей системы высшей школы изнутри».

Они уверяют, что хотят реформ, но если их нет, то лучше решиться на «академическое самоубийство философии в БГУ» — «вообще не существовать, чем существовать в таком виде».

Авторы подчеркивают, что их открытое письмо «является призывом к расширению и реальному признанию академических свобод с учетом возможной потери текущих ценностей “научности” и “актуальности” — в угоду будущего возвращения истинной сути классического университетского образования».

 

Изменения будут, но не такие радикальные

По факту публикации этого письма администрация БГУ 30 октября собрала студентов факультета.

«Собрали все курсы философии, всех преподавателей и администрацию факультета. Рассказывали, как они нас любят и как образование подстраивается под современность. Сказали и про письмо, что его писали не наши студенты. Несколько студентов пытались говорить о проблемах, но мы поняли, что никаких изменений не планируется», — рассказал Naviny.by один из авторов письма.

Руководство факультета философии и социальных наук, на удивление, приветствует факт появления такого письма.

Как отметил в комментарии для Naviny.by декан факультета Вадим Гигин, «философ, студент и должен мыслить критично, сама наука начинается с сомнения и критики».

«Мы открыты к такой критике, она может быть в адрес декана, в адрес профессуры, университет проходил через такие стадии. Когда человек открыто заявляет несогласие с чем-то, особый взгляд — это можно только приветствовать. Но печалит анонимность, в нашей стране анонимки всегда воспринимались, как не очень хороший поступок. Но это повод заявить о том, что происходит в университете», — отметил Гигин.

По его словам, изменения на факультете уже происходят, они похожи на то, о чем говорится в письме, но «не так радикально».

«Наш факультет выступил одним из главных критиков модульной системы. Эта система нас не устраивает, мы добились того, что эта система будет изменена. Мы добились того, что сохранен кандидатский экзамен по философии и методологии науки по всем специальностям. В среду мы собирались двумя кафедрами, все студенты. Никто не выступил четко в защиту этого письма. Студенты предложили свое участие в изменении учебных планов. Когда идут реформы, тут возникает стиль философии из засады. Мы открыты, но конкуренция должна быть честной. Какие-то мысли, высказанные там, созвучны с тем, что мы сейчас делаем», — заявил декан факультета.

Студенты, на его взгляд, влияют и на расписание занятий, и на учебные планы, и на изменения в университете в целом.

«Недавно студенты выбрали новую дисциплину — медиафилософия, мы тут же включили этот предмет. Они же сами выбрали конфликтологию», — отметил декан факультета.

Вопрос качества подготовки студентов поднимается постоянно, подчеркнул заведующий кафедрой философии и методологии науки Анатолий Зеленков.

«Это письмо появилось в то время, когда идет конструктивная работа по корректировке учебного плана и расписания. Но там предлагается закрыть философию в БГУ. Но белорусская философская школа признана не только на постсоветском пространстве, но и в мире. С точки зрения науки есть даже такое понятие, как минская философская методологическая школа. В БГУ подготовлено более 2200 специалистов по философии, которые работают на всех континентах. Философия всегда принимала критическое сознание, но это должно быть конструктивно и с чистыми помыслами. На собрании, которое мы организовывали, никто из студентов не говорил о закрытии», — рассказал Анатолий Зеленков.

Одна из проблем, которую он назвал, — распределение: «Выпускники должны видеть профессиональную перспективу».

Сейчас обсуждается вариант, чтобы философию преподавали в обязательном порядке на всех специальностях. «Тогда этот вопрос можно решить», — считает профессор.