«Зрителю всё равно, какого пола режиссер. Они просто идут на фильм»

Женщины из мира кино — о кинематографе, сексизме и радостном феминизме.

В минской резиденции посла Франции в Беларуси Дидье Канесса собрались гости из мира кино. Поговорить о, конечно же, кино.

Валери Мересс — звезда французского авторского кино, хорошо известная и нашему зрителю по шедшим в советском прокате комедиям «Банзай», «Укол зонтиком», «Это не я, это — он!». Она — специальный гость кинофестиваля «Лістапад» и приехала представить в рамках секции «Гении кино» картину единственной женщины-режиссера французской Новой волны легендарной Аньес Варда.

Валери Мересс

 

О Минске

Валери совершенно ничего не знала о Минске до своего прилета, приехала сюда «без каких-либо клише и навязанных идей». Призналась, что такова ее страсть — приезжать в незнакомые места и открывать их тайны на месте.

«Первая тайна, которая мне открылась, — в Минске ни в коем случае нельзя переходить дорогу в неположенных местах и на красный свет, — смеется Валери. — Вчера с коллегой мы прогуливались по проспекту Независимости и попытались это сделать. Нас тут же обругали. Конечно, мы не поняли, что именно кричал нам мужчина, но смысл уловили — нельзя.

Вторая тайна — мы увидели Верхний город, и это очень симпатично. А вот сталинский ампир проспекта мне не очень импонирует. Тем не менее, понравилось здание оперы. Понравился парк Горького. Меня провезли мимо него, надеюсь, удастся там погулять».

Увезет француженка из Минска книги: «На проспекте я увидела книжный магазин, куплю там книги для своей пятилетней внучки. И замечательные открытки. Ну, и матрешки, конечно».

Посол Франции в Беларуси Дидье Канесс

 

О белорусах и моде

Актриса уверяет, что не чувствует какой-то разницы между французами и белорусами: «Начиная с момента, когда есть о чем поговорить, обсудить, чем поделиться, разницы между народами уже и нет. Я себя здесь прекрасно чувствую».

От моды парижанка отрекается: «Я не понимаю, модные ли в Беларуси люди, потому что меня саму мода давно не интересует. Я просто не обратила внимания. Я вот вчера забыла свое пальто в аэропорту Парижа. Решила, что куплю в Минске. Но не нашла подходящее. Может, не в том магазине искала, попробую еще раз. Вообще я с двадцати лет ношу джинсы и кроссовки. Откуда у меня может быть мнение, кто модный, а кто нет?»

 

О кино

Не слышала Валери и о фестивале «Лістападзе». А приехала, потому что обожает ездить на кинофестивали:

«Я соглашаюсь при любой возможности. На них встречаются совершенно разные люди, совершенно разные фильмы, объединенные одной любовью к кино. Наверное, я могу честно сказать, что кинофестивали и кино — это мое единственное хобби и пристрастие».

Кино меняется, уверена она. Меняется и значение женского кино:

«Аньес Варда уникальна тем, что в свое время она как женщина-режиссер была практически в одиночестве, и тогда ее творчество воспринималось как женское кино. Сейчас вряд ли можно выделять именно женское кино. Мы просто делаем кино, а женское оно или мужское — эта грань не так уж и видна».

 

О феминизме

«Конечно, я феминистка, и не боюсь этого слова! — восклицает Валери. — Я выступаю за радостный феминизм. Подхожу к нему с юмором и воодушевлением. Феминистка — это прекрасное слово».

Валери заявляет, что роль женщины в обществе огромна:

«Мы во Франции когда-то боролись за то, чтобы мир эту роль принял. Мы боролись за право не быть зависимыми от мужчин — иметь право на работу, на самостоятельность, за право подписать чек, за право сделать аборт. Сегодня мы ни в коем случае не должны об этом забывать. При любой оказии я говорю это молодому поколению женщин, которые пожинают плоды нашей борьбы. Иногда у меня складывается впечатления, что некоторые современные люди, движения в обществе пытаются откатить время назад — вернуть женщин к плите».

Летиция Картон

Французская режиссер и оператор Летиция Картон привезла на «Лістапад» фильм «Большой бал». Его показали во внеконкурсной программе документального кино.

Летиция считает, что только скандальное дело голливудского продюсера Харви Вайнштейна поспособствовало тому, что мужчины увидели женщин в кино. И не только актрис, а тех, кто не попадает в кадр — режиссеров и операторов.

 

О сексизме

«Бытовой сексизм присутствует везде, в том числе и в кино, — считает Летиция. — Моя подруга — оператор. И ей гораздо сложнее найти работу, чем оператору-мужчине. Этот сексизм настолько прочно вошел в нашу жизнь, что даже я как режиссер, собирая техническую команду, думаю, а не взять ли оператора-мужчину. Ведь технически у него лучше получится. Над этим нужно много работать. И в первую очередь нам, женщинам. Мы осознаем факт, но не можем пока еще поломать схемы в головах. Нам даже проще действовать по накатанной, но это неправильно».

 

О фильмах без пола

Мечта Летиции — чтобы фильмы оценивали без привязки к полу автора:

«То же касается фестивалей. Жюри думает: нужно соблюсти паритет и взять на конкурс столько-то фильмов, снятых женщинами. Иногда я задаюсь вопросом, что делает на каком-то фестивале вот этот фильм. Может, только потому, что его сняла женщина, а не из-за его кинематографических и артистических качеств?

Отличаются ли фильмы режиссеров-женщин от фильмов режиссеров-мужчин? Мне кажется, здесь все дело в энергии. И мужчина может снять очень женское кино. Например, свежий фильм о трансгендере «Девочка» Лукаса Донта. Но зрителю обычно все равно, какого пола режиссер. Они просто идут на фильм».

Дарья Жук

Белорусский режиссер Дарья Жук, чей фильм «Хрусталь» принимает участие в национальном конкурсе «Лістапада», а также выдвинут на «Оскар» от Беларуси, считает, что проблема предвзятого отношения к женщинам-режиссерам есть.

«Женщины-режиссеры снимают гораздо меньше работ, их меньше показывают на фестивалях. И это несмотря на то, что практически 50% выпускников киношкол — женщины с профессиями режиссер, оператор. А композиторов-женщин в кино вообще 1%. Вместе с тем я бы не очень хотела, чтобы создавалось искусственное равенство, чтобы мой фильм отбирали куда-то только потому, что я женщина. С другой стороны, сейчас мы проходим такой исторический виток, когда нужно обратить на это внимание».

Анжелика Крашевская

Анжелика Крашевская, директор кинофестиваля «Лістапад», говорит, что никогда не думает о том, мужское лицо у фильма или женское.

«Главное — интересная тема. А кто за ней стоит, вопрос второстепенный. Женщины пишут сценарии, снимают. Операторов мало, да. Вообще, наш фестиваль хотел бы быть подальше от всех новомодных движений типа #metoo, каких-то гендерных тенденций».

 

 

Фото Сергея Сацюка




Оставьте комментарий (0)