Почему белорусские выпускники удирают от распределения

Правительство поручило Министерству образования принять «действенные меры».

Фото pixabay.com

Многие выпускники в этом году не поехали работать по распределению. Ситуация уже рассматривалась в Совмине, Министерству образования поручено разобраться в ситуации, привлечь к ответственности виновных и выработать «действенные меры» для недопущения подобных фактов впредь.

 

Преступление и наказание

Министерство образования по всей вертикали власти распространило письмо, в котором указывает на возникшую проблему с распределением выпускников учреждений образования. В письме министерства говорится о «достаточно большом» числе выпускников, направленных на работу (распределенных) и не приступивших к ней.

Ситуация уже рассматривалась в Совмине, и правительство, говорится в письме Минобразования, пришло к выводу, что сложившаяся ситуация «свидетельствует о недостаточной работе учреждений образования с самими выпускниками и заказчиками кадров, а также о невыполнении в полном объеме заказа на подготовку кадров».

Правительство также поручило Минобразования совместно с заказчиками кадров и советами ректоров «выработать действенные меры по исключению в дальнейшем фактов» необоснованного неприбытия к месту работы распределенных выпускников

Тем, кто не поехал работать по распределению в этом году, грозит наказание.

Министерство образования считает, что нужно «детально разобраться по каждому факту неприбытия выпускника к месту работы, принять исчерпывающие меры по взысканию средств, затраченных на его обучение, при отсутствии объективных причин, установленных законодательством».

 

Немецкий опыт на белорусскую землю

Помимо темы наказания нерадивых выпускников Министерство образования в своем письме поднимает и другой вопрос — привлечения средств нанимателей к софинансированию подготовки кадров в учебных учреждениях.

В этой связи Минобразования предлагает изучить опыт Германии и «проработать возможность внедрения в нашей стране дуальной системы подготовки кадров».

Дуальное образование — это вид обучения, при котором студенты приобретают теоретические знания в учреждениях образования, а практические — на рабочем месте на конкретном предприятии.

Всё обучение, включая теоретическую часть, оплачивается нанимателем. При этом дуальные студенты получают зарплату с первого рабочего дня — как во время практики, так и во время теоретического обучения.

Заявки на дуальные программы в Германии подаются абитуриентами на предприятия и фирмы, как правило, за год до окончания школы. После получения места и подписания договора подаются документы на выбранную специальность в университете (колледже, профессиональном лицее).

По данным Министерства образования Беларуси, всего в Германии существует около 1500 дуальных программ высшего образования, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране.

В ходе обучения по дуальной программе 12-18 месяцев приходится на практику в компании, остальное время занимает теоретическое обучение. Дуальные программы обучения в Германии рассчитаны на 4-5 лет.

Письмо Министерства образования, в котором описана суть дуальной системы образования, поступило и в бизнес-ассоциации, которые объединяют белорусских работодателей. Минобразования просит представителей бизнеса высказать «предложения по качественному обновлению и совершенствованию профессионального образования».

Белорусских нанимателей также просят предоставить предложения по механизмам привлечения средств коммерческих организаций для софинансирования подготовки кадров.

 

Неотложные реформы 

В общем, резюме из письма Минобразования можно сделать такое: выпускников, которые не поехали по распределению, нужно наказать, а чтобы в будущем свести такие случаи к минимуму, необходимо внедрять дуальное образование, оплатить которое предлагается работодателям.

По мнению экспертов, причины, по которым белорусские выпускники не едут работать по распределению, тривиальны и давно известны.

«Молодые люди сегодня хотят быстро построить карьеру и в ряде случаев рассчитывают на более высокую зарплату, чем им предлагают на рынке труда. Поэтому если удается найти более высокооплачиваемую работу, у выпускников появляется мотивация удрать от распределения», — делится наблюдениями бизнесмен, директор компании «Тридакта» и сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Белорусские экономисты считают, что случаи, когда выпускники не являются работать по распределению, свидетельствует о неэффективности существующей системы подготовки кадров для рынка труда.

«Очевидно, что если выпускники избегают распределения, работа, предлагаемая государством, им не нужна. Аргумент, что благодаря распределению государство обеспечивает выпускников первым рабочим местом, не выдерживает критики», — считает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

По мнению экономиста, распределение сегодня похоже на игру в лотерею, с результатами которой многие выпускники могут быть не согласны.

«Люди должны иметь возможность самостоятельно определять будущее место работы. Если организациям нужны специалисты, они должны заключать договора со студентами и оплачивать работу будущих специалистов», — считает эксперт.

В этой связи экономист поддерживает внедрение в стране дуальной системы образования.

«Но дуальная система образования предполагает, что образовательные программы готовятся с учетом требований нанимателей», — говорит Борнукова.

Случаи, когда белорусские наниматели оплачивают обучение будущих специалистов, уже встречаются.

«Мы оплачивали обучение своих экономистов, никаких юридических проблем на этом пути нет. Но чтобы дуальная система образования в стране развивалась, она должно быть максимально приближено к рынку труда. Если нам нужен специалист по маркетингу, а ему читают историю древнего мира, то зачем оплачивать такое образование?» — задается вопросом Виктор Маргелов.

Представители системы образования считают, что для развития дуальной системы необходимо создать финансовые условия, которые были бы привлекательны для работодателей.

«Нанимателей нужно мотивировать оплачивать обучение будущих специалистов. Для этого нужно предоставлять таким работодателям налоговые преференции, позволять относить затраты на обучение на себестоимость продукции. Помимо этого нужно рассмотреть возможность дотирования дуальных программ образования за счет государства», — считает проректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгий Гриц.

Без должного финансирования образовательных программ подготовить квалифицированных выпускников, которые будут востребованы рынком труда, не получится, считает эксперт.

«Если платить низкую зарплату преподавателям, какой эффект можно ожидать на уровне студентов? Каким может быть качество образования, когда доцентам предлагается 4 рубля за академический час преподавания?» — резюмировал Георгий Гриц.