Попадут ли белорусские нефтепродукты под украинские санкции?

Такой сценарий представляется маловероятным.

Фото pixabay.com

В Украине снова заговорили об ограничениях поставок нефтепродуктов из России и Беларуси, но полного запрета или квотирования вряд ли стоит ждать.

«Укртатнафта» подготовила документы для проведения антисубсидиционного расследования по импорту в Украину моторных бензинов из Беларуси, говорится в письме компании в Совет национальной безопасности и обороны и Кабинет министров Украины.

«Укртатнафта» видит угрозу дестабилизации топливного рынка Украины из-за возможного прекращения Россией поставок нефтепродуктов. При этом, по оценкам компании, Россия прямо и через поставки из Беларуси контролирует до 80% украинского рынка дизельного топлива, до 75% рынка сжиженного газа и до 50% — бензина.

В тоже время местные производители — Кременчугский НПЗ («Укртатнафта») и Шебелинский ГПЗ («Укргаздобыча») — могут полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в бензине.

«В условиях сверхкритической зависимости от поставок нефтепродуктов из России и Беларуси необходимо срочно создать условия для увеличения импорта из других стран и наращивания внутреннего производства», — говорится в письме.

«Укртатнафта» готова существенно нарастить загрузку Кременчугского НПЗ за счет поставок азербайджанской нефти и удовлетворить потребности рынка в качественном топливе.

В марте этого года компания уже обращалась к украинским властям с заявлением о проведении специального расследования относительно импорта нефтепродуктов и предлагала ввести квоты для России и Беларуси, но Межведомственная комиссия по международной торговле отказала в связи с нецелесообразностью.

«Комиссия прислушалась к мнению общественности, что введение барьеров на импорт может привести к дестабилизации рынка моторного топлива, возникновению дефицита и стремительному росту цен как на топливо, так и на другие потребительские товары», — сообщало Министерство экономического развития и торговли Украины.

В Украине мощности местных заводов покрывают до 20% потребностей топливного рынка. Остально объем приходится на поставки из Беларуси, России, Польши и Литвы.

«Украинский рынок импортозависим по нефтепродуктам», — сказал в комментарии для Naviny.by аналитик украинской консалтинговой компании UPECO Иван Кудинов.

По данным UPECO за первое полугодие этого года, в сегменте дизельного топлива на поставки из Беларуси пришелся 41% (1,05 млн тонн) импорта, из России — 46% (1,16 млн тонн) импорта. Причем за последний год Россия потеснила Беларусь за счет более низких цен.

В сегменте бензина основным поставщиком является Беларусь. На нашу страну приходится порядка 80% импорта. По данным UPECO, за первое полугодие этого года из Беларуси в Украину было отгружено 430 тысяч тонн. Причем за последний год доля Беларуси немного уменьшилась из-за увеличения закупок сжиженного газа и сокращения импорта бензина.

Вопросы поставок белорусских нефтепродуктов в Украину находятся как в экономической, так и политической плоскости, объяснил Иван Кудинов.

«Наши участники рынка существенно зависят от поставок и с Мозырского НПЗ, и с «Нафтана», имея долгосрочные контракты. И белорусские производители заточены под Украину. Если резко ограничить поставки, то это будет вред для украинского рынка и негативно отразится на белорусском рынке. Проблема может выйти на политический уровень», — отметил аналитик UPECO.

Он назвал введение квот на белорусское топливо маловероятным сценарием, о полном запрете вообще речь не идет.

«Это приведет к коллапсу на топливном рынке Украины, потому что Беларусь и Россия на импортном рынке занимают, можно сказать, монопольное положение», — подчеркнул Иван Кудинов.

По его мнению, более непредсказуемы действия России. Три года назад она в одностороннем порядке запрещала поставки дизельного топлива в Украину, в связи с чем Беларусь рекордно нарастила поставки нефтепродуктов на украинский рынок. Если ограничения будут снова введены, то Беларусь опять может занять нишу России. Однако российские поставщики могут продавать сырье в Беларусь лишь при условии, что изготовленные из него нефтепродукты не будут идти в Украину.

«Но это будут потери для Беларуси. Сама Беларусь вряд ли согласится на такие действия», — отметил аналитик UPECO.