Предновогодняя истерия. Как торговля пользуется нашим желанием тратить

Новогодний ажиотаж с каждым годом начинается всё раньше и становится всё активнее.

С каждым годом подготовка к рождественским и новогодним праздникам начинается всё раньше. Это не потому, что Новый год — самый любимый и ожидаемый праздник, а потому что именно в эти дни население наиболее легко расстается со своими деньгами. Раньше начнешь — больше заработаешь.

Фото pixabay.com

В этом году в Минске на основных новогодних площадках елки были установлены еще в ноябре. В ближайшие дни смонтируют иллюминацию. Крупные торговые центры уже украшены и начинают приглашать на новогодние шоу и предпраздничные распродажи.

Заранее происходит и подготовка корпоративов. Например, популярный певец Александр Солодуха объявил об акционных предложениях на новогодние выступления почти за два месяца до Нового года. Но, по мнению организаторов праздников, это даже поздновато — большинство тендеров проводится в сентябре.

«Еще несколько лет назад обязательно находились компании, которые вспоминали про новогодний корпоратив в середине-конце ноября. Сейчас таких практически нет, все готовятся в конце августа — начале сентября. Крупный бизнес заказывает еще раньше, потому что площадок на тысячу человек мало», — отметил в комментарии для Naviny.by Артур Даливеля, управляющий партнер event-компании TDI Extra.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, за новогодним безумием стоят основы человеческой психологии.

Подробнее об этом в интервью Naviny.by рассказал директор по развитию бизнес-школы ИПМ Алексей Дунаевский.

— Почему из года в год перед праздниками возникает такой ажиотаж?

— Рождество и Новый год, с точки зрения экономики, это идеальный шторм, когда складывается вместе огромное количество необходимых факторов, когда потребитель наиболее уязвим. У него падает психологический барьер, который в другое время удерживает от покупок. В этот период мы подвержены импульсивным приобретениям. Это бывает по разным причинам — люди, пребывающие в стрессе, покупают больше, чем обычно. Также те, кто пришел в магазин с друзьями, покупают больше чем те, кто пришел с родственниками.

Есть сложившаяся традиция — история рождественских подарков насчитывает более двухсот лет. Мы привыкли получать подарки в детстве в это время, и после того как выросли, подсознательно их ждем. Кроме того, конец года — это знаковая дата, здесь пересекаются и христианские традиции, и внутренние паттерны.

Вы устали от года уходящего, ждете перемен и хотите вознаградить себя. Например, потратить то, что вы откладывали весь год. В обычное время это казалось нерациональным выбором, но в праздничный период человек отпускает рациональность, и ему легче совершать эти траты.

Как люди преодолевают сложность расставания с деньгами?

— Мы участвуем в карусели радости и для себя, и для других. Психологи отмечают, что мы получаем больше удовольствия, когда дарим подарки, а не получаем. Когда покупаем кому-то подарок, мы получаем удовольствие дважды, потому что мы знаем, что нас ждет ещё один отложенный приятный момент дарения. Вы сами разрешаете себе себя так вести.

Просто подсознательно мы хотим тратить — кто-то так самоутверждается или самореализуется. И именно в этот сезон удобно покупать то, что не позволял делать весь год. Это самое удачное время по всем параметрам.

— И магазины и торговые центры по полной программе пользуются этим…

— Я бы рекомендовал ни в коем случае не игнорировать период, а сделать то, чего ждет потребитель. Если от тебя ждут рождественской распродажи — значит надо сделать ее именно рождественской: украсить елками, фонариками, дать возможность празднично упаковать, включить соответствующую музыку, воздействуя на психологию — наше поведение достаточно простое.

В принципе, если выехать за пределы Беларуси и пройтись по любому западному супермаркету, можно за полчаса собрать все приемы. И это выгодно — в декабре розничный магазин может сделать до четверти годового оборота.

— Могут ли потребители защитить себя в этой ситуации? Поможет ли закупиться до ажиотажа и потом ничего не приобретать в период истерии?

— Есть определенное количество людей более рациональных, которые меньше подвержены эмоциональному воздействию. Заставить себя подумать, а нужно ли мне это, очень сложно. Может, кто-то и способен этим управлять, рационализировать процесс, но таких очень немного.

Мы верим, что если мы подготовимся заранее, то это будет правильно. Но в реальности мы всего лишь раньше опускаем заслонку, которая отсекает нас от бездумных трат. Компании поэтому тоже стараются сдвинуть пораньше потребительский сезон. Когда потребитель тратит в этот период, то не жалеет об этом. Тяжелее всего совершить первую-вторую покупку, и когда вы начали тратить, то остановитесь только 31 декабря.

— Украшение города к празднику тоже влияет на поведение?

— Конечно! Мы видим соответствующий антураж на улицах, видим фильмы, видим новогоднюю рекламу по телевизору — это все создает атмосферу и подсознательно говорит нам: «Вот, рождественский сезон здесь, можно тратить деньги».

— Не получится ли так, что еще через пару лет новогодний ажиотаж начнется уже в середине осени?

— Подготовка к Новому году никогда не начнется раньше черной пятницы. Эта акция очищает склады, чтобы завести товары на новогодний сезон. И это удобно с точки зрения бизнеса, потому что надо дать людям возможность сделать покупки, неделю, чтобы прийти в себя, и начать следующий виток спирали.