Как новые технологии продвигают белорусский райцентр. Опыт Глубокого

В Глубоком на деньги ЕС создали виртуальные экскурсии по местным достопримечательностям.

Около 18 тысяч детей из школ Витебской области уже попробовали виртуальные экскурсии Глубокского историко-этнографического музея на вкус. Надеваешь очки и... оказываешься на главной площади Глубокого. Реальность виртуальная, а ощущения настоящие — так и хочется рукой дотронуться до того, что видишь. Ну, и боишься упасть — если резко вертишь головой и быстро поворачиваешься, объекты меняются с заметной скоростью, а голова кружится.

Виар-технологии пришли из компьютерных игр, а теперь используются в различных обучающих и образовательных целях. Вот и Глубокский историко-этнографический музей создал систему виртуальных путешествий по историко-культурному наследию региона. Средства на это музей получил на конкурсе местных инициатив в рамках проекта ЕС-ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». Общий бюджет проекта составляет 23 230 евро, из них 20 903 евро выделил Евросоюз.

Во время виртуальной экскурсии можно увидеть все лучшее, что есть в Глубоком, причем в сопровождении качественного рассказа экскурсовода, рассказал старший научный сотрудник музея Александр Хайновский.

Есть две основные экскурсии — «Святыни Глубокского края» и «По следам «Вишнёвого фестиваля»:

«Не все люди могут приехать в музей, поэтому мы сами выезжаем с виртуальными экскурсиями. И человек, находясь в музее или на удалении от него, может, надев очки, без проблем совершить экскурсию по городу. Наши очки и наушники автономны — это, по сути, мобильное устройство, в которое закачана информация».

Первые, на ком опробовали виртуальные экскурсии, были местные школьники. Глубокские дети знают о своем городе много, а в школе № 1 сами проводят экскурсии в музее авиаконструктора Павла Сухого, причем и на английском языке тоже. О возможности совершить виртуальное путешествие по родному городу говорят, что «это круто».

Семиклассник Глеб Багович рассказал: «Я видел 3D-экскурсии. Было интересно узнавать улицы города, видеть их через очки виртуальной реальности. Наш город известен не только сгущенкой, которая лучшая в мире. У нас еще есть бренд города — вишня, растет в каждом дворе».

Хорошо принимали виртуальные экскурсии и в соседних районах, рассказал Александр Хайновский: «Дети увидели Глубокое, находясь от него в десятках километрах. Эффект погружения — вот что происходит при виртуальных экскурсиях. Можно посмотреть фильм, но это очень просто, такого ощущения, что ты находишься внутри, нет».

Одновременно попасть на экскурсию могут 15 человек. А всего виртуально в Глубоком уже побывало около 18 тысяч человек: «Очень многие из этих людей слышали, что где-то существует наш город, но не собирались приезжать в Глубокое. А благодаря проекту побывали здесь и виртуально совершили экскурсию, глядишь, еще и захотят к нам приехать».

Написать заявку на проект побудило желание продвигать туризм в своем регионе. Работники музея, говорит Александр Хайновский, хотят рассказывать о своем городе, хотят, чтобы жизнь музея была как можно более насыщенной: «И написать заявку было не сложно — была цель и было желание. Правда, потом пришлось приглашать бухгалтера — очень строгая отчетность».

 

 

Туристов в Глубоком зимой не так много, но есть надежда, что приедут на новогодние праздники.

Туристка из России, с которой нам удалось познакомиться в Глубоком, отдыхает с мужем в санатории «Плисса». Говорит, что природа потрясающая. Лес, озеро, давшее название санаторию, — всё очень впечатлило:

«Мы выбрали этот санаторий как раз из-за близости к Глубокому — родине Павла Сухого. Муж военный, он очень интересуется личностью знаменитого создателя самолетов Су. Вот посмотрим городской музей и пойдем в музей Сухого. Городской нам понравился. Вроде такой маленький музейчик, а там используют новые технологии — очки 3D, виртуальные экскурсии, да и экспозицию с интересом посмотрели».

Глубокский историко-этнографический музей действительно камерный, расположился в уютном историческом здании начала XX века, в котором долгое время располагался горсовет.

Музейная коллекция начала собираться не так давно — в 90-х годах прошлого века.

«До 1996 года в городе с почти 19 тысячами населения не было музея. Основа коллекции — предметы быта и интерьера. Вот в этой комнате в начале прошлого века мог жить, например, владелец банка. Как видите, обстановка не бедной семьи», — показывает Александр Хайновский.

Атмосфера в городе на стыке веков была вполне белорусская, говорит он. Здесь работал белорусский актер, режиссер, театральный деятель Игнат Буйницкий, который ставил в Глубоком спектакли. И теперь в городе есть театральный зал его имени.

А известный художник Язеп Дроздович в начале прошлого века работал учителем рисования в польской гимназии имени Люблинской унии, где большинство учителей были белорусами.

«У нас есть несколько маляваных дываноў — ковров, расписанных красками, — рассказал Александр Хайновский. — Их рисовали на льняном необработанном полотне. Некоторые из них — работы Дроздовича. У нас на Глуботчине в такой технике работало огромное количество художников. Были его ученики и самостоятельные художники».

Краевед из Глубокого Владимир Скрабатун подчеркивает, что в привлечении внимания туристов к районному центру хороши все средства, особенно такие современные, как виртуальные технологии.

«Туризм в нашем крае нужно развивать, — говорит краевед. — У нас есть архитектурные памятники — Троицкий костел, собор Рождества Богородицы. Это бывший костел ордена кармелитов, самый первый памятник стиля виленского барокко в Беларуси. Наконец, Глуботчина богата озерами, только в городе их пять. Это наша гордость».

 

 

Статья подготовлена в рамках совместного проекта с EU Neighbours East «Свой край: партрэты».
Взгляды, выраженные в тексте, принадлежат исключительно автору статьи.

 

Вирутальные экскурсии в Глубоком созданы в рамках большого проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь».

Участниками проекта являются некоммерческие организации, местные органы власти, предприятия, активные местные лидеры и члены сообщества.

С февраля 2014 года по октябрь 2018-го 243 местные инициативы со всей Беларуси получили финансовую поддержку Европейского союза.

Общий бюджет проекта: 5 919 975 евро

Организация-исполнитель: Программа развития ООН

Национальный партнер: Министерство экономики Республики Беларусь

Цели и задачи: объединить усилия и наладить партнерство органов власти и гражданских инициатив для развития регионов с учетом их особенностей.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка