«Некоторые положения ПДД непонятно зачем написаны». Автошколы ждут перемен

Правила дорожного движения и учебные программы в автошколах перегружены ненужной и неактуальной информацией.

В правила дорожного движения и программу подготовки водителей в автошколах необходимо вносить изменения. Такое мнение высказал 22 января на пресс-конференции в Минске преподаватель высшей категории ДОСААФ Анатолий Гладкий.

«Некоторые положения ПДД противоречат друг другу, некоторые — непонятно, для чего написаны», — отметил эксперт.

Так, по его мнению, необходимо исключить правило, которое «никто не выполняет».

«Выполняет ли требование водитель, что надо ехать по правой полосе дороги, занимая крайнее левое положение, в связи с тем, что разрешено движение велосипедистов? Это противоречит здравому смыслу, если никого нет на дороге. Этим положением мы сдвигаем движение к центру. А если учесть встречное движение, это абсурд», — считает Гладкий.

Он также раскритиковал правило, согласно которому при заторе в левой полосе надо поставить автомобиль в крайнее правое положение: «Объясняют необходимостью создания коридора для спецмашин. Но они имеют право ехать с сигналами и сиренами по встречной полосе».

«А сколько еще положений в правилах, которые просто нужно исключить. Надо пересмотреть правила, но это работа не одного дня и не одного человека. Должна быть заинтересованность, и в первую очередь со стороны ГАИ», — считает Гладкий.

Программы в автошколах, считает он, также перегружены ненужной и неактуальной информацией.

«Мы изучаем много обстоятельств, которые водителю на дороге не нужны, хотя входят в программу подготовки. Кто помнит, на каком уклоне нужно проверять состояние тормоза грузового автомобиля в снаряженном состоянии? Какой люфт рулевого управления грузового автомобиля, созданного на базе легкового? Какова длина троллейбуса с тремя осями или сочлененного автобуса или троллейбуса? Кому нужна такая информация? И такой информации в программе много», — заметил эксперт.

Кроме того, согласно правилам необходимо запоминать термины (что такое автомобиль, автобус, трамвай, газон, кто такие дети).

«Водители — взрослые люди, и они имеют об этом представление уже давно, но мы тратим время на заучивание этих терминов, хотя термины «обгон», «остановка» нужны», — считает преподаватель.

Гладкий также считает необходимым изъять из программы уроки, на которых изучают неисправности автомобиля, исключающие движение на дорогах.

«Их должны знать люди, которые делают техосмотр. Зачем это знать водителю, который в автомобиле практически не разбирается?» — подчеркнул он.

Не исключено, что несоответствие программы обучения требованиям времени и практики приводит к тому, что квалификационный экзамен для получения водительских прав с первого раза сдает только чуть более половины слушателей автошкол.

В 2018 году этот показатель составил 56%, отметил заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрей Гладкий.

По его словам, на 31 декабря 2018 года в стране работала 451 автошкола. «По сравнению с 2017 годам их стало на четыре меньше. Они не были лишены сертификатов, а закрылись, скорее всего, по экономическим причинам. Я не помню случаев лишения сертификатов. Иногда мы даем предписания по устранению тех или иных нарушений, которые выполняются», — пояснил представитель Минтранса.

В 2018 году в автошколах было подготовлено 116 600 водителей, почти на 9% больше, чем в 2017-м. «Рост наблюдался в Минской, Могилевской, Гродненской и других областях. Снижение на 5% произошло в Минске», — отметил Гладкий.