Борис Гребенщиков: жить осталось недолго, а удовольствий еще бесконечно много

БГ привез в Минск свои картины. Самая дорогая из написанных им была продана за 25 тысяч евро.

В Национальном художественном музее 28 января открылась выставка живописи «Тотемы зимогоров» знаменитого советского и российского рок-музыканта, лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Его картины впервые экспонируются в Беларуси.

«Я очень люблю Беларусь, очень люблю Минск. Для меня большая честь представить свои картины в вашем национальном музее», — отметил музыкант на пресс-конференции перед открытием.

По словам Гребенщикова, художником он себя не считает. «Я начал заниматься живописью, как и музыкой, примерно в одно и то же время. Меня спрашивают, когда у меня есть возможность писать картины. Это происходит между двумя часами ночи и шестью утра, когда я бываю дома», — сказал он. А дома БГ, по собственному признанию, бывает три-четыре дня в месяц.

В НХМ представлено около 30 полотен авторства Гребенщикова, в основном, созданных за последние пять лет. Ранее выставки его живописного творчества проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Лондоне и Нью-Йорке.

Живопись в творчестве Гребенщикова никак не связана с музыкой — это параллельные процессы: «Для меня это совсем разные вселенные, которые если где-то и пересекаются, то я этого конца еще не видел. Как только я начну себя относить к художникам — мне будет прямая дорога в сумасшедший дом».

«Я не только продаю свои картины, но и дарю их. Средства, полученные от продажи, вкладываю в запись своих песен. Это позволяет практически наполовину покрывать расходы на музыку», — подчеркнул он.

Самая дорогая картина БГ была продана за 25 тысяч евро.

На написание картин Гребенщикова вдохновляет исключительно «наличие красок и холста». «Как у матери не может быть любимого ребенка, так и у меня нет любимых картин. Я их все люблю по-своему», — подчеркнул автор.

На вопрос, кто такие зимогоры и зачем им тотемы, Гребенщиков ответил, что слово это встретил в русской литературе XIX века. «Оно обозначает людей, которые так низко опустились по социальной лестнице, что уже проломили дно», — пояснил он.

«Это показалось мне настолько совпадающим с образом жизни группы «Аквариум», что я поразился», — иронизировал музыкант.

В живописи Гребенщиков ценит Моне, Кустодиева, Шишкина, Куинджи и «еще имен сорок-пятьдесят». «Шагал? Ну, само собой. Куда я от Шагала денусь и от Малевича?..» — ответил он на вопрос об интересе к творческому наследию выходцев из Беларуси.

Много интересовались и музыкальным вдохновением лидера «Аквариума». «Абсолютно точно я признаю Боба Дилана своим главным учителем. В том числе его метод подачи материала близок мне по сей день. Просто в какой-то момент, мне кажется, я научился понимать, как это делается», — подчеркнул он.

Ни грамма иронии не вызвал у Гребенщикова вопрос о том, как он оценивает современную российскую популярную музыку.

«А в России есть музыкальная обстановка? «Аквариум», насколько мне известно, никогда не раскручивался. Его, наоборот, как сорняк все время топтали, но растоптать так и не удалось, он стал только крепче. Условия, в которых мы появились, в середине 70-х годов, были не лучше, чем сейчас. Ложь была официальной формой жизни. Сейчас ложь — тоже официальная форма жизни. Поэтому я не думаю, что что-то изменилось. Если кто-то появится интересный, у него не будет никакого другого выхода кроме как стать популярным», — объяснил автор более чем сорока музыкальных альбомов.

Поделился Гребенщиков и одним из последних «инсайтов».

«Я, положа руку на сердце, поделюсь с вами последним, что мне интересного пришло в голову. Наблюдая за тем, как старится тело — это процесс, надо сказать, страшно интересный, и без юмора его воспринимать невозможно, я только понимаю, что жить осталось не так много, а удовольствий, которые предстоит получить, еще бесконечное количество. Поэтому я сообразил, что нужно заниматься только тем, что приносит самую максимальную радость, а на все остальное просто нет времени», — рассказал он.

Открыл выставку полуторачасовой концерт. На фоне эпического полотна Волкова «Минск 3 июля 1944 года» и бюста Гастелло.

Выставка работ Гребенщикова продлится в НХМ до 10 марта.

 

 

Фото Сергея Балая, видео Сергея Сацюка