Посол Франции: борьба против сексистского насилия среди главных задач Макрона

Актуальна ли для француженок тема семейного насилия, каково положение дел с их правами, что делается для улучшения демографической ситуации? Накануне Международного женского дня посол Франции в Беларуси Дидье Канесс ответил на вопросы Naviny.by.

Дидье Канесс

— Господин посол, насколько актуальна для французских женщин проблема домашнего насилия? Существует ли в стране закон по противодействию насилия в семье? Помогает ли государство жертвам такого насилия?

— Во Франции существует законодательный и институциональный механизм для борьбы с насилием в отношении женщин. Политика борьбы против сексуального и сексистского насилия является одной из главных задач мандата президента Макрона в вопросе равенства между женщинами и мужчинами и состоит из предупреждения, сопровождения жертв и наказания.

Во Франции любое насилие в отношении женщин карается по закону. Виды насилия четко названы и определены: насилие в семье или в паре, принудительный брак, сексуальное калечение женщин, изнасилование и другие виды сексуального насилия, насилие на рабочем месте, сводничество и торговля с целью сексуальной эксплуатации, современное рабство и т.д. Наше законодательство в этой области регулярно пересматривается. Последние изменения, принятые в августе 2018 года, содержат следующие нововведения — увеличение срока давности по преступлениям, связанным с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних от 20 до 30 лет, усиление защиты несовершеннолетних, криминализация уличного домогательства и борьба против новых форм агрессии ( в частности «электронных атак» через социальные сети).

Государством были введены в действие несколько межминистерских планов борьбы против насилия. В 2017-2019 гг. 5-й план мобилизации и борьбы против всех форм насилия в отношении женщин старается дать соответствующий ответ на эту проблему так, чтобы женщины, жертвы насилия смогли получить полный доступ к своим правам и, в частности, к праву быть защищенной. Эффективность этого плана будет оценивать Высший Совет по равенству женщин и мужчин, независимый консультативный орган, созданный в 2013 году и подчиняющийся премьер-министру. Кроме того, этот Совет уполномочен ежегодно публиковать отчет о ситуации с сексизмом во Франции.

Государственный секретарь, ответственный за проблему равенства мужчин и женщин, также помогает продвигать права женщин. 

В 2013 году была создана межминистерская служба по защите женщин от насилия и для борьбы с торговлей людьми. Эта межминистерская структура ставит целью собирать и распространять информацию и данные о фактах насилия в отношении женщин, разрабатывать план информирования и обучения профессионалов совместно с министерствами и другими участниками процесса. Специализированное обучение предлагается всем, кто участвует в сопровождении женщины, жертвы сексисткого или сексуального насилия: профессионалам от медицины, полицейским, жандармам, магистрату, адвокатам, социальным работникам и персоналу, принимающему женщину в соответствующих государственных службах. Во время такого обучения, передаются информация о различных формах насилия, их механизмах и последствиях. Также изучаются практики для того, чтобы лучше подготовить специалистов к определению случаев насилия, к сопровождению и ориентированию женщин, ставших его жертвой. 

Наконец, целый комплекс мер по оказанию помощи и по сопровождению женщин, жертв насилия был внедрен Государством и сетью национальных ассоциаций: бесплатные номера телефонов, позволяющие выслушать жертву, получить информацию и, в зависимости, от просьбы, сориентировать женщину какое она может получить сопровождение и помощь (юридическую, психологическую или, иногда, финансовую). Существуют национальные платформы для свидетелей насилия, позволяющие им действовать или сообщать о случаях агрессии. Кроме того, есть целая сеть национальных и местных ассоциаций помощи жертвам насилия.

Таким образом, мы можем сказать, что юридическое, законодательное, институционное и ассоциативное сопровождение во Франции в борьбе против насилия в отношении женщин постоянно и последовательно улучшается. Суровость наказаний за акты насилия, широкая нормативная база, защищающая жертву, демонстрирует, что французское государство останется непреклонным в отношении насилия над женщинами.

— Какова реальная ситуация с правами женщин при трудоустройстве во Франции? В Беларуси женщины и мужчины официально равны, но многие компании предпочитают брать на работу мужчин, потому что они, как правило, не уходят в декретные отпуска и не сидят с детьми на больничном. Есть ли во Франции нормативные акты, регулирующие этот вопрос?

— Профессиональное равенство между мужчинами и женщинами далеко продвинулось во Франции в течение последних сорока лет, благодаря нескольким законодательным актам, принятым как на европейском уровне (директива от 7 февраля 1976 года), так и в национальном плане (в частности, законы о равенстве полов 1983, 2001 и 2006 гг.). Эти законодательные рамки определили правила недискриминации между полами на всех уровнях и во всех областях рабочих отношений: прием на работу, оплата труда (при равном труде, равная зарплата), продвижение по службе, обучение. Несмотря на эти правовые подвижки, полное профессиональное равенство не является ещё реальностью для всех женщин. Неравенство в оплате, отставание в карьерном росте, препятствия в получении руководящей должности полностью пока не исчезли. Борьба с существованием этих неравенств — одна из главных задач, вокруг которой сплотились француженки в этот международный день прав женщин. Эта тема является приоритетной и у государства. Примером может служить принятый в 2018 году новый законодательный акт, обязывающий предприятия определить есть ли разница между зарплатой мужчин и женщин и устранить её в течение трех лет. После этого срока к предприятию могут быть применены финансовые санкции. 

— В последнее время в Беларуси всё чаще говорят о проблеме эйджизма. И чаще всего с ней сталкиваются именно женщины после 40-45 лет. Как с этим обстоят дела во Франции?

— Трудности с приемом на работу женщин старше 40-45 лет наблюдаются и во Франции. В меньшей степени они касаются мужчин. Нелегко найти решение этой проблемы. Необходимо изменить менталитет у работодателей. Также необходимо уделять больше внимания повышению профессиональной квалификации работников для того, чтобы в течение своей карьеры они могли адаптироваться к нуждам современного рынка и современным технологиям.

— Демографическая проблема характерна для многих, даже развитых государств. Что предпринимает правительство Франции для решения этой проблемы на национальном уровне?

— Нельзя сказать, что демографическая ситуация во Франции неблагоприятная. В нашей стране проживает 67 миллионов человек, то есть на 3 миллиона больше, чем десять лет назад. Тем не менее, существует снижение роста населения из-за уменьшения плодовитости женщины (1,87 ребенок у женщины в 2018 году против 2,2 — в 2002 году) и увеличения количества смертей, связанных со старением населения. Естественный прирост, однако, положительный (+144 000 в 2018 году), в то время как миграционное сальдо (+58 000 в 2018 году) свидетельствует о том, что потоки прибывающих находятся под контролем. Продолжительность жизни составляет 85,3 года для женщин и 79,4 для мужчин.

По традиции Франция проводит динамичную семейную политику. Страна выделяет ежегодно из бюджета 85 миллиардов евро на социальную помощь семьям. Формы могут быть самые разные: пособие на ребенка без учета дохода семьи, специализированная помощь семьям, находящимся в сложной социальной ситуации, помощь в оплате жилья, пособие одинокому родителю, помощь к школе, Рождественская премия, помощь в присмотре над детьми….

Кроме этой бюджетной составляющей, государство проводит политику поощрения рождаемости, основанной на мерах по улучшению сочетания семейной и профессиональной жизни женщин.

Декретный отпуск, в течение которого работница не может быть уволена, составляет минимум обязательных 8 недель, он может быть продлен до 16, 26, 34 или 46 недель, по выбору матери и в зависимости от ее ситуации (рождение 2 первых детей, 3-го ребенка или более, рождение близнецов и более детей). Два родителя, отец и мать, могут попросить затем частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. Присмотр за детьми, достигшими возраста двух с половиной месяцев, может иметь различные формы: ясли, социальная помощь матери, присмотр на дому. Различные механизмы помощи государства (сокращение налогов, пособия при малом доходе) направлены на то, чтобы облегчить финансовое бремя по уходу за ребенком.

Кроме того, неполная рабочая занятость, а также развитие работы на удаленном доступе позволяют находить выход тем родителям, которые хотят скорректировать распределение времени между семьей и работой.