Job Shadowing с Андреа Викторин. Как дипломат разбивает гендерные стереотипы

У главы представительства ЕС в Беларуси вызывает подозрение само выражение — традиционные ценности.

 

В этом году работающие в Беларуси послы, главы представительств международных организаций и крупных иностранных компаний договорились отметить Международный день солидарности женщин, пригласив молодых белорусок, которые видят себя лидерами в будущем, на блиц-стажировки.

Они проходят в марте-апреле в формате Job Shadowing, который дает возможность провести один полный рабочий день с профессионалом в сфере международных отношений, бизнеса и других сфер, чтобы понять, почему эта работа стоит того, чтобы ей заниматься.

В проекте принимают участие посольства Австрии, Великобритании, Индии, Нидерландов, США, Швеции, представительства Евросоюза, ООН, ЮНИСЕФ, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, а также несколько крупных коммерческих американских, шведских и британских компаний.

 

Анастасия Миляева приехала в Минск из Барановичей, чтобы провести рабочий день с главой представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин.

Анастасия провела в офисе представительства ЕС первую половину дня и была впечатлена обилием встреч и общения, которые есть у дипломата. А во второй половине дня вместе с Андреа Викторин и сотрудницами ее офиса посетила частную среднюю школу Стембридж, которая начала работать в сентябре 2018 года. Здесь учится 100 детей.

 

«Когда дисциплина вмешивается в свободу воли детей, это им вредит»

Особенность школы Стембридж — в верности ценностям, среди которых свобода, уважение, безопасность, доверие и открытость, и определенным принципам, отметила директор и сооснователь школы Наталья Искорцева.

По ее словам, в школе нет равнодушных учителей и немотивированных учеников, все имеют право на ошибку и все вовлечены в сотрудничество.

«Для нас самое важное — это ребенок. У нас нет запретов на свободное самовыражение. Мы верим в детей и хотим раскрыть потенциал каждого», — подчеркнула Искорцева.

Еженедельно ученики участвуют в групповых встречах, где рассказывают о том, что важного произошло в их жизни, кому они помогли, кто помог им. «У детей так воспитывается осознанность», — сказала директор школы.

В школе нет запрета не только на то, чтобы бегать, говорить, что считаешь нужным, но и на уединение ребенка, если ему этого хочется. Или наоборот, если ребенку надо выговориться, то всегда найдется тот, кто его выслушает.

Андреа Викторин не понаслышке знает, что такое школа, ведь на заре своей профессиональной деятельности она работала учителем — преподавала историю Германии. По ее мнению, любая школа должна стремиться к тому, чтобы главным принципом образовательного процесса стояла свобода, открытость, уважение к детям:

«Важно определиться с задачей. Если главное — это дисциплина, то и вопросы решаются посредством дисциплины. Однако когда дисциплина вмешивается в свободу воли, творчества детей, это им вредит. Когда я учила детей, для меня никогда не было проблемой, если ученики со мной не соглашались».

Анастасия Миляева после окончания Минского лингвистического университета второй год работает по распределению в одной из школ Барановичей. Она учитель английского, но подумывает о том, чтобы сменить работу. Очень скромная зарплата — заработок недотягивает до 500 рублей. На этом фоне появляются сомнения в том, что учить детей языку — ее призвание.

 

«Она в моих глазах разбила стереотип о женщине-политике»

Чтобы попасть на мини-стажировку, Анастасия участвовала в конкурсе эссе — писала на тему позитивных изменений в роли женщин в Беларуси. Говорит, что остановилась на двух аспектах:

«Я писала о том, что в белорусском обществе существует стереотип, будто бы женщина, которая занимается бизнесом, теряет всю свою женственность, не способна быть хорошей матерью и женой. Мне кажется, что женщина может всё, и ей надо дать себя проявить.

Второй момент был посвящен тому, что важно снять ограничения по полу в карьере женщин. Могу привести пример — в одной из школ Барановичей завучем стал молодой человек, который проработал в школе два года, и это при том, что там много опытных женщин-учителей».

С одной стороны, это понятно — «мужчин в белорусских школах мало, вот их и привлекают карьерными перспективами», говорит Анастасия, а с другой, показывает, что стеклянный потолок в карьере для женщин есть. И как этот потолок разрушить, она хотела понять в офисе представительства Евросоюза:

«Мне кажется, что опыт общения с госпожой Викторин для меня бесценен кроме прочего потому, что она в моих глазах разбила стереотип о женщине-политике.

Годами нас убеждали, что в политике женщина — это мужчина в юбке. Однако я вижу, что сотрудники представительства ЕС остаются женщинами, что они смогли добиться успеха, потому что наделены лидерским потенциалом, который, как очевидно, может быть и у женщин, и у мужчин».

А еще ее удивила атмосфера в офисе: «Всё, что делает Андреа Викторин, кажется таким легким, естественным. Меня поразило, что в своей школе я к директору захожу с большим напряжением, чем чувствовала себя здесь. Создается такая атмосфера, что нет внутреннего страха. Они очень демократичны и дружелюбны».

Андреа Викторин отметила, что не раскрыла Анастасии секрет успешности своей карьеры, а скорее, просто рассказала личную историю, которую можно воспринять как жизненный урок:

«Моя личная история успеха в том, что в семье не ставили никаких ограничений. Разве что когда мне было шесть лет, я хотела быть балериной, но отец сказал, что, кажется, это не совсем моя судьба. Однако в остальном он давал мне делать то, что я хочу. Это дало мне уверенность в своих силах. И так может быть у всех, если женщина сама будет решать, кем ей работать, когда выйти замуж и сколько детей родить».

 

«Важно давать девушкам возможность решать всё в своей жизни самостоятельно»

Не стоит сдерживать инициативу женщин разговорами о традиционных ценностях, считает Андреа Викторин:

«У меня вызывает подозрение само выражение — традиционные ценности. Я из традиционной католической немецкой семьи. Меня учили тому, что если я буду достаточно хорошо работать, могу быть успешной. И у меня никогда не складывалось впечатления, что я нарушаю какие-то традиционные ценности — ни семейные, ни национальные».

«Важно давать девушкам возможность решать всё в своей жизни самостоятельно. Не существует правильного или неправильного выбора. Всем девушкам нужно показывать, какие возможности существуют, и поддерживать их, чтобы у них было больше уверенности в своих силах», — сказала Викторин.

Она уверена, что это правильно, «когда дети растут, представляя, что им открыты все дороги». «Ведь как только начинаешь думать стереотипно, сразу же ограничиваешь чью-то свободу. Например, если идет речь о том, что девочки должны носить только юбки, говорить только про косметику и играть только с куклами. Они могут делать всё это, но хорошо, если они знают, что есть еще другой мир», — считает глава представительства ЕС.

В ее случае этим миром оказалась дипломатическая карьера.

В ответ на вопрос, легче ли женщине сделать карьеру дипломата, чем мужчине, Андреа Викторин засмеялась. И сказала, что ситуация с гендерными правами улучшается, хотя женщине по-прежнему приходится активнее, чем мужчине, доказывать, что она способна справляться с карьерными вызовами, в том числе в организации семейной жизни.

Многое в возможностях для женщин на равных с мужчинами делать карьеру зависит от национального законодательства, обратила внимание Андреа Викторин.

«В конце концов, если у пары есть дети, мужчина имеет столько же обязанностей, как и женщина. Его ответственность распространяется и на организацию домашнего хозяйства, и на воспитание детей. Так воспитывали меня, так у нас принято», — заключила Андреа Викторин.

 

 

Фото Сергея Балая и представительства ЕС