Вот это соцстрах: неплательщикам взносов грозит тюрьма

За неуплату взносов в Фонд социальной защиты населения работодателей могут привлечь к уголовной ответственности.

На государственном уровне рассматривается ряд любопытных инициатив, которые касаются системы социального страхования. Одна из таких инициатив — более жестко подходить к работодателям, которые не уплачивают социальные взносы. Им может грозить уголовная ответственность.

 

Особо опасные долги

За прошлый год доходы бюджета Фонда социальной защиты населения, за счет которого выплачиваются пенсии и пособия, составили 13,9 млрд рублей, в том числе 12,7 млрд рублей в виде взносов поступило от юридических лиц (работодателей).

Но не все наниматели и индивидуальные предприниматели своевременно уплачивают взносы. По состоянию на начало 2019 года задолженность юридических лиц, осуществляющих деятельность, по взносам ФСЗН составила 24,7 млн рублей. Таковых юрлиц, кстати, больше тысячи, их список регулярно публикуется.

Куда выше задолженность перед ФСЗН у субъектов хозяйствования, которые находятся в стадии ликвидации и банкротства. Они задолжали на начало года 59,9 млн рублей, и за 2018-й их долги выросли более чем на 16 млн рублей.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели по состоянию на начало этого года задолжали 11,1 млн рублей. Также сумма отсроченных и рассроченных платежей сельхозорганизаций перед ФСЗН на начало нынешнего года составила 1,1 млн рублей.

Таким образом, совокупные долги всех плательщиков перед фондом на начало года достигли 96,8 млн рублей.

За несвоевременную уплату взносов в Фонд социальной защиты населения юрлицам и индивидуальным предпринимателям сейчас грозит административная ответственность.

Однако на официальном уровне, по сведениям БелаПАН, рассматривается ряд новых инициатив, касающихся системы соцстрахования, одна из которых — ужесточение наказания за неуплату взносов в ФСЗН.

В частности, предлагается в отношении неплательщиков страховых взносов предусмотреть уголовную ответственность. Авторы такой инициативы считают ее справедливой, ведь когда наниматели не уплачивают взносы в ФСЗН, работники теряют трудовой стаж, и, соответственно, нарушается конституционное право последних на получение пенсии в старости.

Напомним, для большинства работодателей размер страховых взносов в ФСЗН составляет 34% от фонда оплаты труда, в том числе 28% уплачивается на пенсионное страхование и 6% на социальное страхование. Кроме этого, 1% удерживается из заработной платы работника на пенсионное страхование.

 

О будущей пенсии расскажет SMS-ка?

Эксперты считают, что ужесточение ответственности работодателей за неуплату взносов в Фонд социальной защиты населения — тема, требующая детальной проработки.

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич полагает, что если ответственность за такое нарушении ужесточать, то в законодательстве нужно максимально конкретизировать случаи, когда будет применяться самое суровое наказание.

«Уголовная ответственность, если и должна применяться, то в тех случаях, когда речь идет о неуплате взносов в особо крупном размере. Должны быть четкие критерии. Если такие нарушения допускаются сознательно, это одна история, а когда предприятия не могут выплачивать взносы по объективным причинам — история совсем другая», — считает Жанна Тарасевич.

Белорусские экономисты обращают внимание, что в бизнесе возникают разные обстоятельства, из-за которых работодатели могут перестать своевременно уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения.

«Если руководство предприятия не платит взносы в ФСЗН, когда  работает прибыльно, за это, наверное, нужно наказывать. Однако если неплатежи связаны с тем, что предприятие оказалось в сложном финансовом положении, то вряд ли уместно говорить о суровом наказании за это, а тем более об уголовной ответственности», — говорит академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Следует отметить, что наряду с введением уголовной ответственности за неуплату взносов в Фонд социальной защиты населения на государственном уровне рассматриваются и другие предложения, касающиеся системы социального страхования.

Так, еще осенью прошлого года правительство высказалось за постепенное перераспределение размера взносов в ФСЗН между работодателем (34%) и работником (1%). Тема увеличения страховой нагрузки на работника до сих пор обсуждается в госорганах, но окончательное решение пока не принято.

Интересно и другое предложение. По информации БелаПАН, в Министерстве труда и соцзащиты существует идея о внедрении SMS-информирования физических лиц. Суть предложения заключается в том, чтобы регулярно (например, раз в полугодие) работнику приходило SMS-сообщение о том, на какую пенсию (с учетом перечисленных работодателем взносов в ФСЗН) сможет он рассчитывать после достижения пенсионного возраста.

Наверное, в случае реализации этой идеи люди станут чаще задумываться о будущей пенсии, и это может повысить интерес граждан к накопительным программам пенсионного страхования, которые в Беларуси пока не получили широкого распространения.

 

Неизбежные изменения

Сейчас, как известно, в Беларуси распределительная пенсионная система, при которой пенсионерам государство платит деньги, которые собирает в виде взносов с нынешних работников и работодателей.

Возможно, предполагают эксперты, в будущем Беларусь будет постепенно двигаться к накопительной (или условно накопительной) пенсионной системе, и размер пенсии физлиц станет зависеть от средств, которые они накопили на своих счетах за годы трудовой деятельности.

«Совершенно очевидно, что за короткий промежуток времени такие изменения осуществить не удастся. Однако вопрос определенной модернизации системы соцстрахования, чтобы она выполняла социальную функцию и соответствовала возможностям экономики, подниматься будет», — предполагает Жанна Тарасевич.

Схожие ожидания и у экономистов.

«Население продолжает стареть, рождаемость снизилось, и в долгосрочной перспективе сбалансированность бюджета Фонда социальной защиты населения находится под большим вопросом. Поэтому вероятность каких-то важных изменений, которые коснутся системы соцстрахования, велика», — считает Катерина Борнукова.

К слову, в первом квартале 2019 года состоялось рабочее совещание с участие представителей госорганов, профсоюзов и нанимателей, на котором рассматривались вопросы функционирования системы социального страхования. Там речь шла о том, что в стране должна быть постоянно действующая площадка, на которой эта тема будет рассматриваться.

Так что изменения в белорусскую систему соцстрахования с высокой степенью вероятности станут вноситься. Вопрос только в том, какими именно они будут.