«Революции не будет». Как в Беларуси будут переходить с пластика на стекло

Эксперимент будут проводить на трех заводах, которые выпускают питьевую и минеральную воду.

Переход с пластиковой на стеклянную тару будет постепенным и не предполагает тотального запрета ПЭТ. Разницу в цене на продукцию в пластике и стекле будут выравнивать.

Об этом рассказали чиновники на круглом столе, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей.

Фото pixabay.com

О переходе с пластиковой тары на стеклянную неоднократно говорил Александр Лукашенко, апеллируя к заботе об экологии и здоровье людей. В феврале премьер-министр Сергей Румас создал межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по этой теме.

Бизнес опасался, что переход будет резким, что крайне болезненно для производителей. Чиновники успокоили предпринимателей. Запретов на производство напитков в ПЭТ-таре не будет, а переход на стекло будет постепенным.

«Революции и запретов не будет. Это будет происходить постепенно. Мы будем вести совместную работу со всеми заинтересованными, начиная от производства и заканчивая реализацией», — рассказал первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов.

 

Стеклянный эксперимент

Пока речь идет о таре для питьевой и минеральной воды. В Беларуси эту продукцию в стекло разливают три предприятия: Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», Малиновщизненский спиртоводочный завод «Аквадив» и компания «Беларусьторг» Управделами президента Беларуси, которая выпускает воду «Боровая».

За прошлый год они выпустили 2,86 млн условных бутылок. Мощности трех предприятий загружены всего на 5-10% и могут быть увеличены до 25 млн бутылок.

При этом объем рынка достигает 5-6 млн стеклянных бутылок. Доля такой тары в общем объеме продаж бутилированной воды составляет всего 1%. Ее в краткосрочной перспективе планируется увеличить до 10%.

Наращивать объемы будут за счет загрузки действующих мощностей трех заводов.

«Это локальная задача, которую мы будем решать совместно с производителями. Она технически, экономически, административно разрешима», — рассказал Игорь Шустов. По его словам, дополнительных инвестиций, в том числе бюджетных вливаний, для реализации этой задачи не потребуется.

 

Стимулирующий рычаг

Власти планируют стимулировать потребление продукции в стеклянной таре. Речь идет, в том числе, о выравнивании цен на напитки в стекле и пластике.

Сейчас в себестоимости бутилированной воды в ПЭТ сама тара занимает от 21%, а содержимое — всего 0,1-0,4%. Удорожание за счет стеклянной тары на одной бутылке составляет 15-17 копеек. Вода в стекле — это больше премиальный имиджевый продукт, предназначенный для отелей, ресторанов, кафе и так далее.

«На полках мы видим диспаритет цен одной и той же продукции в стекле и в ПЭТ. В первую очередь это связано со стоимостью самой тары. Для потребителя этот диспаритет становится сдерживающим фактором покупки. Но стеклянная бутылка априори не может стоить дешевле бутылки в ПЭТ, потому что там совсем другие затраты на производство. Стекло — это, по большому счету, чистый импорт», — отметил первый заместитель председателя «Белгоспищепрома».

Выравнивать цены, судя по всему, собираются в первую очередь за счет снижения издержек предприятий. В то же время, как сообщил первый заместитель генерального директора компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин, власти прорабатывают вопрос увеличения налогов и сборов с предприятий за использование ПЭТ-тары.

Однако Игорь Шустов эту информацию опроверг.

Власти не скрывают, что собираются задействовать и административный ресурс.

«Одновременно с выравниванием стоимости должен быть все-таки определенный административный рычаг, чтобы потребитель на полке эту бутылку увидел. Механизмы у нас определенные есть», — сказал заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.

В законах, возможно, пропишут обязательное наличие на полке магазина определенного количества белорусской воды в стеклянной таре. Помимо продаж на внутреннем рынке большой потенциал чиновники видят в поставках воды в стекле за рубеж. В частности, в европейские страны.

«Нашу воду в ПЭТ-таре там никто не ждет. А вот премиальный сегмент в стеклянной бутылке с соответствующей рекламой и подачей может туда попасть», — отметил Иван Вежновец.

 

Какой эффект?

Бизнес засомневался в эффективности эксперимента по переходу с пластиковой на стеклянную тару.

Во-первых, белорусский потребитель не такой уж и богатый. Ему дешевле купить воду в пластике, чем в стекле. Во-вторых, большинство населения, особенно в регионах, не покупает бутилированную воду в магазинах, поскольку в стране хватает источников качественной воды. В деревнях — это колодцы.

Экспортировать воду в стекле будет также проблематично. В Европе хватает своих брендов, а на продвижение белорусских товаров нужны миллионы евро. К тому же в сознании западных людей еще осталось «маленькое чернобыльское пятнышко», которое надо преодолеть.

«Просто поставить продукт на полку и в Беларуси, и тем более в Европе — это безумие. В раскрутку бренда нужно инвестировать столько же денег, сколько стоит линия по розливу [примерно 7 млн евро]», — рассказал заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков Юрий Раковец.

Власти все же надеются, что экономических эффектов от эксперимента по переходу с пластика на стекло может быть много. Это и загрузка мощностей стекольных заводов. И загрузка действующих линий по выпуску воды в стекле. И забота об экологии.

«Мы не можем оставаться в стороне от мировых тенденций. Мы, в конце концов, должны оставить своим детям и правнукам чистую страну», — сказал Игорь Шустов.