Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Путь Беларуси. Программа из пяти пунктов

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

9 апреля белорусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом. В нем он поставил перед ним вопрос, что тот собирается делать для предотвращения угрозы суверенитета страны. Позднее открытое письмо было дополнен комментарием Мацкевича «Что делать. Три главных пункта».

Письмо Мацкевича получило большое количество просмотров, и это не случайно. Во-первых, за последние годы мало кто решался так смело бросить вызов бессменному правителю Беларуси. Во-вторых, поставлен архиважный вопрос: как защититься от возможной инкорпорации страны в состав России? В-третьих, предложены пути выхода из сложившейся ситуации, которые вызывают неоднозначную оценку.

Полагаю, что письмо задело каждого за живое. Я не стал исключением и решил высказать свое мнение как гражданин и юрист.

 

Пора просыпаться

Владимир Мацкевич пытается привлечь внимание белорусов к тому, что в «братских отношениях» России и Беларуси скоро будет пройдена точка невозврата. Суверенитет Беларуси висит на волоске и находится в руках одного человека.

Самое главное в письме Мацкевича — то, что угрозу суверенитету можно еще предотвратить. Для этого он предлагает принять новую Конституцию в рамках специально созванного для этого учредительного собрания.

Я согласен с Мацкевичем, что в настоящее время угроза суверенитету Беларуси велика как никогда. Все граждане страны должны осознать эту угрозу и встать на защиту суверенитета, поскольку именно они являются его носителями.

 

Ложка дегтя

Дополнение письма в материале от 13 апреля с.г. («Что делать. Три главных пункта»), на мой взгляд, стало ложкой дегтя в благой идее защитить суверенитет Беларуси и восстановить в ней законность и демократию. Почему?

Во-первых, Мацкевич принижает лидеров оппозиционных политических партий и говорит о том, что они не способны повлиять на ситуацию в стране. Во-вторых, он учит их уму-разуму. В частности, утверждает, что «...в этих “выборах” нельзя принимать участие ни в каком качестве». В-третьих, он предлагает партии распустить и всем партийцам записаться в «общее движение за сохранение суверенитета, государственности и реформы», создать так называемое «единое движение сопротивления, единый фронт».

Вот это предложение философа и методолога меня удивило. Ведь известно, как непросто (точнее, нереально) зарегистрировать партию и иное общественное объединение. Предложение распустить партии означает рассеять оставшиеся политические силы в аморфной народной массе.

 

Пять лучше чем три

Итогом рассуждения Мацкевича стали три пункта программы: 1) не принимать участия в выборах; 2) партии распустить; 3) созвать учредительное собрание для подготовки новой Конституции.

В указанных пунктах хотел бы выделить правовые аспекты. Прежде всего, по действующему законодательству за призывы к бойкоту выборов установлена административная ответственность (ст. 9.10 Кодекса об административных правонарушениях). За деятельность от имени незарегистрированной организации после исключения из Уголовного кодекса статьи 193 прим. установлена административная ответственность в виде штрафа до 50 базовых величин. Кроме того, имеются большие сомнения в том, что власти разрешат созвать учредительное собрание.

Так что, вопрос «что делать?» после изучения письма Мацкевича остается открытым. На него надо ответить и определить путь нашего дальнейшего развития.

Лично я предлагаю программу из пяти пунктов: 1) создать общественную конституционную комиссию по подготовке изменений и дополнений в Конституцию; 2) признать Конституцию 1994 года легитимной Конституцией страны; 3) сформировать правительство народного доверия; 4) избрать новый состав Центризбиркома; 5) назначить выборы нового парламента, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь.

Принять решение по указанным вопросам может широкий представительный форум, выражающий волю белорусского народа. Подобные формы народовластия имели место в белорусской истории, в том числе в период создания БНР.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».