Юрий Бандажевский: Чернобыль продолжается
Представители постчернобыльского поколения более чувствительны к радиации, чем их родители.
В результате аварии на ЧАЭС пострадала вся Беларусь, а последствия для здоровья населения до сих пор не преодолены. При этом исследования в этой части не проводятся.
В приграничных с Беларусью районах — высокая смертность
Доктор медицинских наук, бывший ректор Гомельского государственного мединститута профессор Юрий Бандажевский, который возглавляет координационный аналитический центр «Экология и здоровье» в Киеве, представил на онлайн-конференции результаты исследования здоровья детей, проживающих на чернобыльских территориях.
![]() Фото svaboda.org |
Юрий Бандажевский — признанный специалист в области радиационной медицины, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук. Будучи ректором Гомельского государственного мединститута, изучал негативное воздействие малых доз радиации на организм. В 1999 году был снят с должности, арестован по подозрению в получении взятки и осужден. Правозащитники признали Бандажевского политзаключенным. По их оценке, истинной причиной ареста ученого стало его несогласие с политикой белорусских властей по преодолению последствий аварии на ЧАЭС. После условно-досрочного освобождения в августе 2005 года Бандажевский покинул Беларусь. Живет и работает в Украине. |
Мониторинг состояние здоровья детей из районов, прилежащих к чернобыльской зоне отчуждения, проводился в 2013-2018 годах при поддержке Евросоюза. Было обследовано более 10 тысяч детей и более 500 беременных женщин, проживающих в Иванковском и Полесском районах Киевской области.
Иванковский район граничит на западе с Полесским районом Киевской области, а на севере — с Хойникским и Брагинским районами Гомельской области.
Бандажевский настаивает — в Украине в пострадавших в результате аварии районах до сих пор высокая смертность. Он привел данные по Иванковскому району в сравнении с Киевской областью, в которую он входит.

По результатам ультразвукового исследования структурные нарушения со стороны щитовидной железы отмечены у примерно 10% обследованных детей. Нарушения гормонального фона выявлены у 40%. 35% детей имеют нарушения структуры печени.
«Организм реагирует на небольшие поступления радионуклидов — это вызывает изменения во всех органах, гипофизе, щитовидной железе, костно-мышечной системе, нарушает обмен кальция», — сказал Бандажевский.
По результатам электрокардиографического обследования нарушения сердечной деятельности выявлены более чем у 80% детей. Использование ультразвукового метода диагностики позволило выявить патологические изменения сердца у 8,7% детей.
«Даже небольшое увеличение поступления радионуклидов вызывает нарушения физического развития», — добавил профессор.
Он отметил, что даже у молодых людей, которые не сталкивались с высокими дозами радиации, нарушен метаболизм — более чем у 77% повышен уровень гомоцистеина (одной из аминокислот, структурного элемента протеинов).

Исследование Национального института рака (Украина) показывает, что существует связь между развитием рака молочной железы и поступлением радиации. Этот факт «в Беларуси отказываются признавать», подчеркнул профессор.

В Беларуси проблема замалчивается
Ситуация со здоровьем детей в Беларуси хуже, чем в Украине, поскольку радиоактивная нагрузка на жителей Беларуси после аварии и в последующие годы была больше, а проблема не только не изучается, но и замалчивается, считает Юрий Бандажевский.
Объясняя, почему в результате аварии на ЧАЭС пострадала вся Беларусь, ученый отметил, что сельхозпродукция из зараженных территорий поступала во все регионы Беларуси:
«Я видел сразу после аварии вагоны с радиоактивным мясом в Гомеле, которое предполагалось отправлять в другие регионы. Происходила миграция населения. Как результат, исследования в 1990-х показали, что у детей из Гродно выявлялись высокие уровни накопления радиации».
По данным МЧС, на территориях радиоактивного загрязнения проживает более миллиона человек, в том числе около 200 тысяч детей.
Постчернобыльское поколение очень чувствительно к радиации
По словам ученого, постчернобыльское поколение очень чувствительно к радиации, хотя в организмах его представителей ее накопилось меньше, чем у их родителей, родившихся сразу после аварии или за несколько лет до нее.
«Большие дозы радиации проникали в организмы детей, которые непосредственно столкнулись с аварией. Эти дети выросли, и их дети в период внутриутробного развития сталкивались с радиоактивным воздействием, происходили нарушения. И эти дети уязвимы к радиационному воздействию более, чем их родители в том же возрасте. Прежние поколения, которые сталкивались с огромными дозами радиации, были более защищены, потому что резистентность организма была активнее, чем у их потомков», — отметил Бандажевский.
Он полагает, что значительный вклад в облучение жителей Украины и Беларуси вносят загрязнение атмосферы в результате пожаров, топки печей радиоактивной древесиной, а также удобрение огородов золой из этой древесины.
В формирование внутренней дозы облучения населения Украины 45% вносит молоко, 30% — грибы и ягоды. Загрязненными бывают и другие продукты, отметил Бандажевский.
Опасное молоко
Бандажевский отдельно остановился на проблеме потребления молока, загрязненного радионуклидами.

Результаты обследования детей показывают, что удельная активность цезия-137 выше у детей в возрасте до пяти лет в сравнении с другими возрастами. «Это связано с тем, что маленькие дети более зависимы от молока и чаще употребляют этот продукт», — сказал Бандажевский.
В Беларуси, по его словам, важно контролировать уровень радиации в продуктах, особенно в тех, что выращиваютсят или производятся на частных подворьях.
Такие способы уменьшения радиации, как вымачивание овощей и мяса в соленой воде, Бандажевский назвал полумерами. Действенные меры защиты должны приниматься государством — и в части контроля за продукцией, и в части ужесточения норм содержания радионуклидов, подчеркнул он.
«Если не получается это сделать своими силами, нужно просить помощи международного сообщества», — убежден Бандажевский.