«Дружбу» начали чистить от грязной нефти. Что будет потом?

Полное восстановление нефтепровода потребует нескольких месяцев напряженной работы.

Сегодня, 1 мая, началась очистка трубопровода «Дружба» от некачественной нефти. Полностью система нефтепроводов заработает не скоро.

Фото: Kirill Gorshkov/shutterstock.com

«Очистка началась. Работы идут по плану. Все стороны придерживаются обязательств», – сообщил Naviny.by главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.

«Дорожная карта» предусматривает вытеснение около 50 тысяч тонн загрязненной нефти с российского участка в резервуарный парк в Унече. С белорусского участка более 120 тысяч тонн загрязненной нефти вытеснят в резервуарный парк в Мозыре.

Всего, по данным украинского оператора «Уктранснафта», в резервуарные парки в Беларуси, Украине, Словакии и Венгрии сольют около 400 тысяч тонн некондиционного сырья.

Эти меры позволят восстановить работу только одной нитки нефтепровода «Дружба». На восток (в Россию) и юг (в Украину) идут по две нитки, на Запад (в Польшу) – три нитки.

Большая часть трубопровода на неопределенное время останется закрытой и станет своего рода хранилищем для некондиционной нефти. По предварительной оценке, в России, Беларуси, Украине и Польше находится примерно 5 млн тонн грязной нефти. На белорусскую долю приходится более миллиона тонн.

Некачественную нефть будут смешивать с нормальной и продавать. «Железная дорога оказывает содействие в вывозе некондиционной нефти с территории Беларуси, потом мы ее будем компаундировать, то есть подмешивать с нормальной нефтью, уже в Новороссийске и дальше ее реализовывать», – рассказывал президент российской компании «Транснефть» Николай Токарев.

Полное восстановление нефтепровода потребует нескольких месяцев напряженной работы, отмечал белорусский оператор «Дружбы». Он планирует выйти на 40% проектной мощности системы 10-11 мая. Чистая нефть подойдет к границе Беларуси в конце дня 2 мая. В Мозырь она должна поступить не ранее 4 мая.

Очистные работы снизят пропускную способность нефтепровода «Дружба» на 60% от проектной мощности в первые месяцы после очистки, а по итогам года «Гомельтранснефть Дружба» сможет прокачать в Польшу и через Украину на Запад лишь 40 млн тонн российской нефти, рассказывал «Ведомостям» Андрей Вериго. В 2018 году по «Дружбе» прошло 48,9 млн тонн.

Доставлять нефть в Европу можно еще двумя способами: через российские морские порты Усть-Луга, Приморск, Новороссийск и по железной дороге. На минувшей неделе РЖД заявили о готовности предоставить до 5 тысяч цистерн для перевозки нефти западным покупателям в связи с инцидентом на «Дружбе». Российские же порты недозагружены, но перераспределение потоков увеличит затраты нефтяных компаний на транспортировку.