Российская пропаганда атакует Беларусь с черного хода

Деятельность подобных сайтов необходимо пресекать на ранней стадии, считают некоторые эксперты.

В Беларуси уже несколько лет действует сеть сайтов, мимикрирующих под региональные. Они содержат язык вражды, несут токсичную повестку и, скорее всего, имеют российское происхождение.

Фото kremlin.ru

 

Какова структура сети?

В апреле директор центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев опубликовал доклад «Кардинальные перемены в антибелорусской дезинформации и пропаганде: анализ количественных и качественных изменений». В документе рассматривается новое для страны явление — российские пропагандистские сайты, выдающие себя за местные.

Если раньше основная часть российских нарративов попадала в белорусское информационное пространство через российские медиа либо через белорусские государственные СМИ, то здесь механизм принципиально иной.

Это анонимные региональные ресурсы, посвященные событиям в какой-либо белорусской области или городе. Основную часть контента составляют сугубо местные новости — ремонт дороги, изменение времени работы поликлиники и т.д. Эти заметки копируются с других региональных порталов, т.е. журналистов на местах у этих ресурсов нет. Но зато помимо местных новостей на сайтах публикуются аналитические или публицистические тексты, продвигающие радикальную пророссийскую повестку. Например, про ущемление русского языка, наступление на православие, козни оппозиции, геополитическую игру Минска с Западом и важность России для Беларуси.

Авторами выступают малоизвестные активисты и публицисты, обычно публикующиеся на маргинальных политических ресурсах. На сайтах региональной сети эти тексты распространяются веерно, то есть одна и та же статья публикуется на большинстве связанных ресурсов.

Еще одна отличительная черта — отсутствие местной рекламы и анонимность администрации. В лучшем случае из контактов указана только редакционная почта, адресов и телефонов нет. Как минимум возникает вопрос: а как может существовать местный ресурс, если он не публикует региональную рекламу?

Согласно исследованию, источником финансирования таких СМИ может выступать ряд российских НГО, занимающихся продвижением российской мягкой силы в ближнем и дальнем зарубежье.

Вероятнее всего, именно об этих сайтах говорил Александр Лукашенко, выступая 19 апреля с посланием белорусскому народу и Национальному собранию.

«Мы испытываем на себе возрастающее внешнее и внутреннее медиадавление. Ситуация давно требует принятия решительных мер по укреплению информационной безопасности страны. В первую очередь это касается сети интернет — основного источника информации для большинства людей. И особенно беспокоит массовое распространение там откровенно ложной и провокационной информации», — отметил Лукашенко.

Он признался, что к нему «приходят разные люди с предложениями […] закрыть интернет, какой-то отдельный интернет создать». И резюмировал: «Не та ситуация в стране и не обстановка, чтобы всех душить. Вы посмотрите, кроме этой дохлой нашей оппозиции, не настоящей, дохлой, так называемой оппозиции, кто у нас разного рода странички открывает в социальных и прочих сетях. Тут и соседи нам помогают. И те, кто в Беларусь приехал работать, так вот, тем надо сначала мозги вправить. Приехал в страну — работай как надо. Не хочешь работать — раз предупредили, второй раз вышвырнули из страны».

 

Бедность медиапространства способствует экспансии

Большинство этих сайтов не пользуется популярностью. Единственный успешный проект функционирует только в Гомеле. Но эксперты убеждены, что со временем количество может перерастать в качество, потому что в регионах есть большой спрос на местную информацию, а существующие ресурсы не всегда в состоянии его удовлетворить.

«На региональном уровне информпространство очень бедное. В регионах много всего происходит, а из Минска этого не видно. У людей в регионах есть интерес к местной информации. Свыше 70% белорусов интересуются только локальными новостями в пределах района или города», — говорит эксперт в сфере безопасности Андрей Поротников.

По его словам, создатели сайтов заняли перспективную нишу — людям интересны местные новости, и вместе с ними читателям будут навязывать «нужное» мировоззрение. Особенно этот эффект будет усиливаться на фоне слабой насыщенности медиаполя.

Независимые ресурсы, действующие как бизнес, не смогут выжить из-за слабого рекламного рынка. Государственные же медиа «не вытягивают» из-за консерватизма и бюрократизма системы, а также невозможности обсуждать острые темы. А пророссийские порталы как раз это смогут, привлекая дополнительную аудиторию.

Дополнительные риски несет то, что многие из этих текстов содержат язык вражды, разжигают ненависть к пробелорусской части населения, журналистам, активистам оппозиции.

«Это не просто публикации, которые призывают к более глубокой интеграции с Россией. Такие публикации — норма в демократическом обществе. Проблема в том, когда это перерастает в язык вражды и переходит красную линию. Одно дело — продвигать легитимные аргументы, другое — когда демонизируются целые группы населения Беларуси. Этот феномен не должен оставаться без внимания», — говорит Елисеев.

Аналитик отмечает, что в случае резкого изменения структуры белорусского медиаполя, например закрытия крупнейших независимых порталов, пророссийские сайты при вливании средств в рекламу смогут за несколько месяцев перехватить информационную повестку.

Еще одним тревожным явлением стали попытки выкупа узнаваемых локальных порталов с уже сформированной лояльной аудиторией. Как рассказал БелаПАН основатель одного из районных независимых ресурсов в Гомельской области, к нему в качестве посредников обратились представители российского информационного агентства, в котором он ранее удаленно подрабатывал. Ему предложили выкупить полностью его проект, включая сайт и социальные сети.

«Они не назвали имена конечных покупателей, сказали только, что это люди из российской элиты, обеспокоенные ухудшением белорусско-российских отношений», — сказал собеседник на условиях анонимности.

Сообщения об аналогичных предложениях поступали и из других областей в последние несколько лет. Даже если такая активность и не связана с уже существующей сетью, это самый очевидный путь, как получить готовый ресурс с аудиторией, которая доверяет этому источнику.

 

Гибридное противостояние

До последнего времени единственным методом противодействия информационным угрозам в Беларуси был «рубильник». Механизм блокировки отработан властями на таких сайтах, как оппозиционная «Хартия’97», российский националистический «Спутник и Погром».

При этом быстро выявились и недостатки метода. Во-первых, легко создать зеркало сайта по другому адресу, как это произошло с «Хартией». Во-вторых, блокировка ряда великодержавных ресурсов создала бы дополнительную точку напряжения в и без того сложных белорусско-российских отношениях.

Поротников уверен, что властям известно, кто стоит за пророссийскими сайтами в регионах, но чиновники исходят из того, что всегда смогут заняться этими сайтами позже.

«Если бы я был должностным лицом, то захотел бы увидеть систему взаимосвязей между сайтами. Они закольцованы, одни те же материалы кочуют между ними. Увидев систему, можно было бы вычислить и источник финансирования, и администраторов. Но смею утверждать, что для властей не является секретом ни источник финансирования, ни его объемы, ни те, кто управляет этими проектами», — говорит аналитик.

«Но как бы там ни было, представители российской мягкой силы начали работать на информационном поле Беларуси в формате, как они думают, неподконтрольном властям, серьезно и имея перед собой долговременные цели», — добавляет Поротников.

Елисеев считает, что деятельность подобных ресурсов необходимо пресекать на ранней стадии, а не после того, как они станут влиятельными, заимеют большую аудиторию.

Власти же оказались в щекотливой ситуации. Простые и понятные им блокировки рискованны — можно навлечь гнев партнеров. Вместе с тем, в условиях дефицита информации эти ресурсы рано или поздно найдут своего читателя, так что необходима сложная кропотливая работа по формированию своей повестки.

Для этого надо или развивать государственные региональные СМИ, что потребует вложения больших ресурсов с неизвестным результатом, или давать больше простора независимым медиа. Но тут еще большой вопрос, кого власти опасаются больше.