Кто создает ажиотаж с записью на визу в посольство Литвы?

Литовская дипмиссия прекрасно знает о проблеме визовых посредников, но как-либо противодействовать этому бизнесу не может.

Для подачи документов на Шенгенскую визу через посольство Литвы в Беларуси предусмотрен самый простой пакет документов, разрешенный Визовым кодексом ЕС. Литва — одна из немногих стран, которая бесплатно открывает визы для детей до 12 лет. Людям старше 60 лет предоставлено право подавать документы без предварительной записи. В прошлом году в паспортах четверти миллиона белорусов появился литовский Шенген.

Все хорошо, если не считать того обстоятельства, что записаться на подачу документов в посольство Литвы — большая проблема. Почему так происходит?

 

Визовые агентства: персональные данные «на деревню дедушке»

Кто записывался в посольство Литвы, тот знает, что можно потратить неделю, каждый день пытаясь «словить» на EVAS2 дату для визита. А может повезти с первого раза: будет «зеленая» дата в календаре. Простой и гарантированный способ подать документы в удобный день — обратиться в Визовый центр Литвы. Это требует дополнительных расходов, но за сервис всегда приходится платить.

Некоторая часть наших сограждан по устоявшейся советской привычке ищет услуги из-под полы, то есть обращается ко всякого рода посредникам и платит им гораздо больше, чем официальному Визовому центру.

Впрочем, личное дело каждого человека, как тратить деньги. Вопрос в том, что посредники — визовые агентства — разными способами захватывают места для записи на подачу документов. Вот поэтому для клиентов посредников места есть, а для всех остальных — нет.

Очередь в посольство Литвы

Посредники ловко играют на желании людей почувствовать себя избранными: мол, это неудачники сами едут забирать паспорт с визой, а мне курьер привезет. Вот только у курьера коммерческой фирмы тариф 25 рублей, а у Визового центра Литвы за такую же услугу — от 12 рублей.

Пакет документов на получение визы содержит наши персональные данные, и они попадают в руки людей, которые ничего нам не гарантируют. Частное визовое агентство предлагает прислать им сканы паспорта, справок о работе и зарплате, выписку из банка для заполнения анкеты. А потом курьер привезет готовые документы и договор. То есть сперва — персональные данные «на деревню дедушке», потом — договор.

Как сведениями о нас распорядятся в агентстве? Где гарантия, что мэйл не заспамят рекламой, а телефон не устанет от звонков с приглашениями на презентации всякого хлама? И это еще не самый худший вариант использования персональных данных.

Прежде чем сдать документы в Визовый центр, заявитель подписывает согласие на обработку персональных данных, затем в обмен на свои данные получает договор, в котором четко прописаны права и обязанности всех сторон.

С переездом в новое помещение Визовый центр расширился как по площади, так и по дополнительным услугам. Хочет человек подать документы в отдельном VIP-зале, почитать прессу и выпить кофе или ему достаточно и ранее практиковавшегося премиум-обслуживания — для каждого свой тариф. А других вполне устроит прийти в назначенное время и по электронной очереди сдать документы.

Среди недостатков Визового центра можно назвать время работы всего с 09:00 до 17:00, в том числе колл-центра, и необходимость оплачивать консульский и сервисный сборы только наличными белорусскими рублями.

 

«Ажиотажа, вокруг получения виз, к сожалению, хватает»

Об особенностях работы консульского отдела посольства Литвы в Беларуси Naviny.by поговорили с главой дипломатической миссии Андрюсом Пулокасом.

— Недели за две до больших майских выходных невозможно было подать документы ни в посольство, ни в Визовый центр Литвы. Теперь ситуация стабилизировалась: в посольство традиционно трудно записаться, в Визовый центр — без проблем, с возможностью подобрать дату и время. Какова в то время была нагрузка на консульский отдел?

— Это была пиковая ситуация, которую невозможно предугадать, что на долгие выходные половина Беларуси решит уехать за границу.

За первый квартал мы выдали в Минске более 43 тысяч виз, рост составил 13% по сравнению с таким же периодом прошлого года. За апрель количество выданных виз увеличилось на 30% по сравнению с апрелем 2018-го. Это очень большой рост, это тысячи виз.

Апрельская ситуация показала, что мы здесь в посольстве достигли некоторой черты наших возможностей. Очевидно, что нам нужно расширяться, принимать какие-то неординарные решения. Я так понимаю, что Визовый центр Литвы принял это решение и увеличил свои мощности. Это и нам вызов. Последние несколько лет рост потока граждан Беларуси, желающих получить Шенгенскую визу, не сокращается.

— Но увеличить количество сотрудников консульского отдела не так просто?

— Не всегда для большей эффективности работы необходимо увеличивать штат. Нужно смотреть в комплексе: может, пакет документов упростить, провести техническое переоснащение, переосмыслить качество организации работы. Если поменять один компонент, большого прогресса не достигнешь, нужно смотреть системно.

— Господин посол, хотелось бы прояснить вот какую ситуацию: в соответствии с приказом № V-321 Министра иностранных дел Литовской Республики от 21.12.2017 г. посольство Литвы в Беларуси прекратило сотрудничество с коммерческими посредниками на территории Беларуси с 2 июля прошлого года. Между тем в сети море объявлений о том, что различные центры визовой поддержки помогут «получить литовский Шенген в чистый паспорт». Действует ли этот приказ и что изменилось для белорусских коммерческих посредников?

— Он работает в полную силу. Но там был один из вариантов, что аккредитованные туристические агентства могли подавать документы в посольство. Однако по этой схеме был очень небольшой поток. Думаю, в силу ряда процедурных моментов: работники должны пройти обучение, получить персональную аккредитацию, и фирма тоже. Мы отказались от этого, потому что такая система неэффективна. Сейчас турфирмы могут подавать документы в Визовый центр Литвы. Если же у их клиента еще не сдана биометрия, то, конечно, без личного присутствия не обойтись.

Сейчас ситуация такая, что физически мы этих посредников не видим, но очевидно, что они есть. В посольство заявитель приходит лично, у него все документы в порядке. Как они до этого готовятся — сам человек собирает, действуют ли посредники, продают ему какие-то услуги, турпутевки — мы не можем вмешиваться.

Это такой же бизнес как посредничество при устройстве на работу: дайте только свою биографию, предоплату, и мы всё сделаем. А поскольку это бизнес, то он востребован, пока есть клиенты. Мы всегда предлагаем людям пользоваться услугами Визового центра Литвы.

— Каково соотношение Шенгенских туристических виз, выданных через посольство и Визовый центр Литвы за первый квартал текущего года?

— Соотношение 40% и 60% соответственно. Конечно, проще через Визовый центр. У посольства в этом смысле возможности немного ограничены. Мы оставляем места для организованных групп, к нам много ездят. Сейчас уйма всяких спортивных соревнований, детские группы, культурные мероприятия, участники социальных проектов, и мы обслуживаем их здесь, потому что там бывают минимальные сроки до поездки.

По тем возможностям, которые есть сегодня у Визового центра, всегда можно самостоятельно подать документы. Эта система, думаю, хорошо работает.

— А посольство может как-то повлиять на Визовый центр?

— VFS — одна из крупнейших в мире компаний по организации работы визовых центров. Она абсолютно самостоятельна. Когда МИД Литвы принял решение об открытии Визовых центров в нескольких странах, объявили тендер. Принципиально важные условия были такие: разумная цена, сохранение льгот для детей и некоторых других категорий. Проще говоря: если для детей в возрасте до 12 лет виза бесплатная, то и от уплаты сервисного сбора Визового центра они тоже освобождаются. Компания VFS соответствовала нашим требованиям и победила в тендере.

— Каково соотношение мультивиз и однократных?

— Однократных процентов пять-шесть. Даже человеку без всякой визовой истории достаточно часто открываем первую визу на три месяца. Процент мультивиз еще и потому высок, что очень много людей, постоянно ездящих в Литву. У них правильная визовая история, соответственно, они получают долгосрочную визу.

— Пакет документов для ходатайства на визу довольно прост, тем мне менее, иногда люди не могут с первого раза их сдать — какие наиболее распространенные ошибки они допускают? Интересно, выявлялись ли фальшивые справки с места работы? Существует легенда, что иностранное посольство не может проверить сведения, предоставляемые гражданином.

— Как правило, это технические ошибки: паспорт не проходит по сроку действия, фотография не соответствует предъявляемым требованиям. Всегда стараемся указать на ошибки, запросить дополнительные документы при необходимости. У нас в консульском отделе очень опытные люди, по справкам крайне редко возникают сомнения, и проверить их подлинность мы можем.

— По каким наиболее распространенным причинам заявители получают отказ в выдаче виз и как часто это происходит?

— Количество отказов весьма незначительно, и это крайняя мера. Во-первых, если человек в «черном списке», а нужно понимать, что у стран Евросоюза общая база данных: если нарушение было совершено в Польше, в Литве оно аукнется. Во-вторых, если все-таки уже после получения визы вскрылось, что основания для ее выдачи были предоставлены неправильно.

— А по каким причинам посольство может аннулировать визу?

— По тем же, что и отказываем. И если обладатель визы нарушает правила и законы на территории Литвы.

— Известна ли примерная дата вступления в силу изменений в Визовый кодекс ЕС, предусматривающий повышение пошлины за визу до 80 евро?

— Не известна, ждем утверждения Советом ЕС, публикации текста Визового кодекса в официальном журнале Евросоюза. После публикации нужно отсчитать шесть месяцев, и это будет дата вступления в силу нового Визового кодекса ЕС.

— В некоторых СМИ писали о том, что после вступления в силу нового Визового кодекса, консульские отделы перестанут принимать документы о ходатайстве на получение визы, обращаться можно будет только в Визовые центры. Так ли это?

— Пока рано говорить: всегда нужно смотреть текст вступившего в силу документа, тогда принимать окончательное решение, но пока мы настроены, что будем продолжать выдавать визы.

— Проблемы с записью в посольство вызывают недовольство у белорусов, самостоятельно организовывающих путешествия и, будем честны, желающих сэкономить на сервисном сборе Визового центра. А были ли со стороны посольства попытки как-то препятствовать деятельности посредников, занимающих места в электронной записи? 

— Попытки были, но мы поняли, что это бесконечное соревнование — кто хитрее — отнимает много сил и средств. Если такой бизнес признается в Беларуси законным, мы бессильны. Если человек соглашается на отель, предложенный визовым агентством, а не сам делает выбор, значит, это его устраивает.

Ажиотажа вокруг получения виз, к сожалению, хватает. Многое не могу объяснить: все получают время для визита в посольство. Я приезжаю к восьми утра на работу, а здесь уже стоит огромная очередь, при том, что консульский отдел начинает работу с девяти. Хочется спросить: ребята, зачем вы здесь стоите? Есть запись, всех примем. Если есть очередь, всегда найдутся недовольные, и это тоже создает какую-то негативную обстановку.

— На днях еврокомиссар Йоханнес Хан завил, что соглашение между Беларусью и Евросоюзом об упрощении визового режима и реадмиссии практически готово. Осталось определиться с местом и датой подписания документа. Мы этого ждали пять лет…

— Надеюсь, что действительно остался финальный шаг: подписание документа. Переговоры шли очень долго, и иногда это понималось так, что ЕС не хочет, тормозит, но с нашей стороны все готово. Литва как член Шенгенской зоны очень заинтересована в скорейшем подписании соглашения об упрощении визового режима. Это очень важно, потому что даст возможность упростить какие-то процедуры, и самое главное — снижение стоимости консульского сбора.

Немаловажно помнить, что в самой Шенгенской зоне грядет новый Визовый кодекс. И нужно ясно иметь ввиду, что после вступления в силу нового ВК стоимость консульского сбора увеличится до 80 евро для всех стран, которые не будут иметь соглашения об упрощении визового режима. Не хотелось бы попасть в ситуацию, когда новый Визовый кодекс вступит в силу, а соглашение — еще нет, потому что 80 евро — это очень много.

— Как вы думаете, увеличится ли поток желающих поехать в Литву, когда консульский сбор составит 35 евро?

— Уверен, что останутся те, кто ездит сейчас. Но и будут обращаться те, у кого был большой перерыв в поездках, мы же помним, что когда-то виза стоила пять евро. Также будет немало людей, впервые получающих визу. И точно спрогнозировать их количество невозможно, так что это тоже вызов для нас.

— На полях саммита Восточного партнерства глава МИД Беларуси говорил о необходимости «устранить искусственные формальности при пересечении границы с ЕС, которые приводят к тому, что граждане вынуждены ожидать в очереди до 10 часов, а грузовые автомобили — до нескольких дней». В какой стадии работы по расширению пунктов пропуска Каменный Лог — Медининкай?

— Переговоры на этот счет прошли. Работы по реконструкции и расширению ведутся с обеих сторон. Хотелось бы большей синхронности в работе. Безусловно, трудно все это осуществлять на действующем пункте пропуска, но мы стараемся свести к минимуму возможные неудобства для людей, пересекающих границу. Надеюсь, что в 2021 году, после завершения работ, наш главный погранпереход будет современным и комфортным.

— Какова официальная туристическая статистика: белорусы ездят на день в «Акрополис» или все же проводят в стране несколько дней?

— Статистика очень хорошая. В 2018 году Вильнюс занял первое место у белорусов по количеству ночевок. А когда мы смотрим статистику по пересечению границы и проживанию в отелях, то видим разницу примерно в 15%. И это хорошая тенденция: люди сами нашли жилье в Литве, даже не пользуясь Booking и подобными ресурсами, и уже тем более не делегировали это право посредникам. Такие прямые контакты — показатель хороших добрососедских отношений между людьми двух стран.

 

 

Фото Сергея Сацюка