В помощь бизнесу. Как открыть фирму в Беларуси: пошаговая инструкция

Хотите открыть собственную фирму? Рассказываем по шагам, как зарегистрировать унитарное предприятие или общество с ограниченной ответственностью в Беларуси.

Фото pixabay.com

ООО и УП являются самыми распространенными формами ведения бизнеса, помимо индивидуального предпринимательства. Специально для Naviny.by адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Наталья Лаптенок пошагово рассказывает, как гражданину Беларуси открыть свою компанию.

 

1. Согласовать название организации

Название вашей фирмы должно отличаться от имен уже существующих или ранее согласованных юридических лиц и не быть похожим до степени смешения на эти названия. Например, вам не согласуют название «Медгрупп», если уже существует организация с названием «Метгрупп».

Проверить название можно на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) Министерства юстиции.

Согласовать название можно двумя способами.

Первый — при личном обращении учредителя в регистрирующий орган. Например, в Минске таким органом является Управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Минского горисполкома. В этом случае вам понадобятся паспорт и заявление — его форму можно найти здесь. Заявление рассматривается в день его подачи;

Второй — через веб-портал ЕГР. При этом заявление изучат на следующий рабочий день.

Процедура согласования названия бесплатная.

Когда заявление рассмотрят, вам выдадут справку о согласовании наименования либо об отказе в этом. Справка действует месяц. Если вы не успели за месяц зарегистрировать организацию, необходимо повторно согласовать название.

 

2. Определить место нахождения организации (юридический адрес)

ООО может находиться только в нежилом помещении.

УП разрешено располагать как в нежилом помещении, так и в жилом (квартире, жилом доме). При этом нужно соблюсти одно из следующих условий:

  • если жилое помещение принадлежит учредителю на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности), то ему нужно согласие иных собственников и всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
  • если учредитель постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), то понадобится согласие собственника (всех собственников) помещения и всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников), проживающих здесь.

Сведения о месте нахождения организации указываются в ее уставе и заявлении о госрегистрации.

В регистрирующий орган документы на помещение подавать не нужно.

 

3. Установить размер уставного фонда

Уставный фонд состоит из вкладов учредителей и определяет минимальный размер имущества организации, который гарантирует интересы ее кредиторов.

Законом не оговорен минимальный размер фонда — это может быть и 5, и 100, и 20 000 рублей. Поэтому сами учредители решают, в каком размере его сформировать. Для этого у них есть 12 месяцев с даты регистрации организации.

Чтобы сформировать фонд, после регистрации организации учредители вносят денежные средства на ее расчетный счет. Эти деньги фирма может использовать в дальнейшем по своему усмотрению.

Для некоторых специфических организаций законом установлен минимальный размер уставного фонда либо иной срок его формирования. Например, для коммерческой микрофинансовой организации определен минимальный размер фонда в 50 тысяч рублей.

 

4. Принять решение о создании организации, составить и утвердить устав, избрать директора

В УП принимаемые учредителем решения оформляются решением.

В ООО — протоколом (для двух и более учредителей) или решением (для одного учредителя).

Устав должен соответствовать требованиям, установленным для определенной организационно-правовой формы.

К подготовке устава нужно подойти ответственно, ведь в заявлении о госрегистрации учредители подтверждают, что устав соответствует определенным законодательством требованиям. Учредители несут ответственность за достоверность всех сведений.

 

5. Подготовить документы, необходимые для регистрации

В регистрирующий орган нужно предоставить:

  • - заявление о госрегистрации;
  • - устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию (в формате .doc или .rtf);
  • - оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины в размере одной базовой величины (на сегодняшний день это 25,5 рубля). Реквизиты для уплаты госпошлины приведены на сайте соответствующего регистрирующего органа. Если вы регистрируете фирму в Минске, то их можно найти здесь.

 

6. Зарегистрировать организацию

За регистрацией необходимо обратиться в регистрирующий орган по месту нахождения создаваемой организации.

Документы предоставляют лично все учредители (или их представители при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей). Если учредителей четыре и более, они могут уполномочить одного из них на подачу документов и подписание заявления. Об этом решении должно быть указано в протоколе о создании организации.

Регистрация организации осуществляется в день обращения.

Сотрудник регистрирующего органа проставляет на уставе штамп о регистрации, выдает один экземпляр устава учредителю и вносит в ЕГР запись о госрегистрации организации.

Свидетельство о госрегистрации организации выдается либо в день подачи документов, либо на следующий рабочий день.

Извещение о постановке на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, ФСЗН и о регистрации в «Белгосстрахе» выдается через пять рабочих дней в регистрирующем органе. Для постановки на учет во всех этих органах вам ничего делать не нужно — она происходит автоматически после регистрации организации.

 

Основные действия после регистрации:

  • изготовить печать (имейте в виду, что с февраля 2018 года организации могут работать без печати);
  • принять на работу директора либо заключить договор с управляющей компанией или управляющим — индивидуальным предпринимателем;
  • взять на работу главного бухгалтера либо обратиться к услугам бухгалтерской компании или бухгалтера — индивидуального предпринимателя;
  • открыть счет в банке. О том, какие документы необходимо представить для открытия счета, можно узнать в самом банке, в котором вы планируете обслуживаться. Как правило, счет открывается в день предоставления документов.