Налоги, торговля, строительство. Что поменялось в законах о бизнесе в 2019 году

Белорусский бизнес привык жить в ожидании, что правила игры поменяются в любой момент. Но недавние изменения законодательства выглядят как позитивные. Станет ли этот тренд закономерностью?

Фото pixabay.com

В качестве главных позитивных новостей этой весны Евгения Уроднич, партнер юридической фирмы Legaltax, называет новую возможность для предпринимателей — получать выписку из ЕГР онлайн за пять минут; отмену указа № 488 о лжепредпринимательстве; введение единой межбанковской системы идентификации клиентов.

В то же время эксперт отмечает, что пик новых актов, которые затронут бизнес, придется на июнь-июль, когда Палата представителей будет завершать свою работу.

О других важных изменениях законодательства, которые важны для белорусских предпринимателей, — в специальном обзоре от Legaltax для Naviny.by.

 

НАЛОГИ

Введены формы для налогоплательщиков

МНС определило формы сообщений, которыми должны пользоваться налогоплательщики при: ликвидации филиала, представительства или иного обособленного подразделения; изменении места нахождения; принятии решения о ликвидации и реорганизации.

О ликвидации филиалов (представительств) должны сообщать только белорусские юридические лица.

При изменении адреса уведомление должны подавать только те плательщики, которые не были поставлены на учет в налоговые органы при регистрации, например, представительства иностранных организаций.

Если компания или индивидуальный предприниматель подавали документы на регистрацию и по результатам были автоматически поставлены на учет у налоговиков (имеется в виду извещение о поставке на учет, полученное в исполкоме), то уведомлять об изменении юридического адреса им не нужно.

Такое же правило действует и для сообщений бизнесмена о том, что он решил ликвидировать (реорганизовать) свою фирму, так как налоговики получают информацию автоматически после подачи документов в исполком.

На заметку: сроки отправки сообщений составляют 10 рабочих дней с той даты, как наступили изменения в работе бизнеса, а именно изменилось место нахождения компании или было принято решение (протокол) о ликвидации или реорганизации.

 

Упрощено ведение книги выручки для ИП

Для ИП с упрощенной системой налогообложения и единым налогом введены дополнительные условия по учету доходов и расходов.

МНС определило документы, которыми такие ИП должны подтверждать свои операции, а также установило требования к их содержанию.

Так, плательщик теперь единолично может составлять первичный учетный документ.

Изменения коснулись и книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В частности, был исключен раздел II, в котором отражался учет товаров, ввозимых в Беларусь из стран ЕАЭС. Теперь в первой части книги плательщики единого налога будут учитывать суммы НДС при ввозе товара из ЕАЭС. Эта книга должна заполняться отдельно за каждый отчетный период работы, без нарастающего итога с начала календарного года.

Плательщикам дали право самим разрабатывать формы некоторых учетных документов. В их числе книги учета: нематериальных активов; отдельных предметов в составе оборотных средств; сырья и материалов; товаров (готовой продукции).

Если эти формы документов бизнесмены готовят самостоятельно, они должны установить обязательные показатели, которые, например, нужны для исчисления налоговой базы, а также определить показатели, которые отражают учет имущества и его реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг).

Установлен также порядок учета товаров в суммовом выражении при оптовой торговле.

Кроме того, определен порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов, готовой продукции (товаров), доходов и расходов для плательщиков подоходного налога с физлиц — этот порядок учета зависит от выбранного предпринимателями принципа определения доходов от реализации.

ИП также получили право разово выдавать наличные деньги для оплаты труда наемных рабочих по расходным кассовым ордерам или платежным ведомостям.

 

ГОСНАДЗОР

Появился новый орган госназдора

Правительство решило, что надзирать за техническим состоянием, порядком эксплуатации и вводом в эксплуатацию энергоустановок теперь будет Государственный энергетический и газовый надзор.

В функции этого учреждения входит в том числе проверка знаний сотрудников субъектов хозяйствования, рассмотрение проектной документации на электро- и теплоснабжение, выдача заключений о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта нормам энергетического законодательства и разрешительной документации.

Если будут обнаружены нарушения, орган надзора вынесет требование (предписание) об их устранении. В случаях же грубых нарушений, которые, например, создают угрозу жизни и здоровью населения, это учреждение вправе направить предложение о приостановлении и даже запрете деятельности субъекта хозяйствования.

 

ГОСЗАКУПКИ

Расширен допуск к госзакупкам

В Беларуси пересмотрены требования к составу участников госзакупок. С конца апреля участие граждан, юрлиц и ИП в госзакупках могут ограничить только в конкретных случаях.

Например, если они находятся в стадии ликвидации или проходят реорганизацию (исключение — реорганизация в форме присоединения) или признаны банкротами (исключение — юрлица в стадии санации). Либо если такие лица входят в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые временно не допущены к участию в госзакупках.

Кроме того, больше не будет проверяться, находятся или нет участники и победители госзакупкок в реестре коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

 

ТОРГОВЛЯ и ВЭД

Импортеры смогут быстрее возвращать свои деньги из бюджета

Уже вступили в силу нормы, которые до 30 дней сокращают импортерам срок для вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров из стран, которые не входят в ЕАЭС. Ранее этот срок составлял 60 дней.

Большим магазинам обязательно нужно открыть отдел «Табак»

МАРТ постановил, чтобы в каждом крупном магазине появились товарные отделы, через которые продаются табачные изделия и электронные сигареты. Отделы должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами либо программными кассами, а также платежными терминалами. Информация о специализации отдела должна находиться в доступном для покупателей месте. При этом обязательно должны соблюдаться требования продажи такого вида товаров, например, порядок выкладки и демонстрации.

Речь идет о магазинах и павильонах площадью 1 тыс. и более квадратных метров. Создать такие табачные отделы они должны до 1 января 2020 года.

Государство не будет диктовать цены на крепкий алкоголь в Duty Free

Еще одним важным нововведением стало прямое указание на то, что нормы МАРТ о предельных минимальных ценах на алкоголь крепостью свыше 28% не распространяются на реализацию продукции собственного производства в магазинах беспошлинной торговли.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Внесены изменения в технические кодексы

Из технического кодекса «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» исключены положения, которые регулируют внесение изменений в проектную документацию.

Кроме того, отменено разрешение проводить текущий ремонт без проектной документации — он возможен лишь при наличии сметной документации. А вот сносить здания (сооружения) пятого класса сложности без разработки проектной документации и без проведения госэкспертизы теперь запрещено.

Обоснованные отступления от техрегламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» в строительной документации компаний теперь допустимы только в случаях, предусмотренных законом, причем после согласования с госорганами.

Ранее нужно было одно лишь согласование — оговорки о закреплении случаев отступлений в самих актах не было. Более того, сейчас нужно согласовать с органами госнадзора компенсирующие мероприятия, которые проводятся в результате таких изменений.

Что касается разработки типовой проектной документации, то отныне ее должен удостоверять своей записью ответственный за разработку специалист, например, главный инженер проекта.

 

Поменялись формы актов стройработ

К числу важных относятся и недавние изменения в Инструкцию о формах актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (СМР).

В частности, акт формы С-2а теперь разрешено использовать и при выполнении СМР хозяйственным способом, если сметная документация составлена на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Инструкция также дополнена формулой стоимости каждого вида работ, выполненных в отчетный период.

В конце апреля вступили в силу изменения в Инструкцию по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен.

Теперь при изменении стоимости строительства жилого дома в период инвестиционного процесса, затраты пересчитываются в отношении объектов, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 года, следующим образом.

Стоимость работ в текущем уровне цен, определенная на первое число месяца даты расчета, умножается на прогнозные индексы цен строительства Минэкономики в пределах инвестпроцесса в строительстве на дату опубликования проектной декларации, заключения договора создания объекта долевого строительства (далее — долевой договор).

Ранее такой порядок мог применяться к объектам, в отношении которых были заключены долевые договоры. При строительстве иного жилья изменять стоимость разрешалось, умножая стоимость работ на статистические индексы стоимости СМР Минстройархитектуры.