Как будет дорожать топливо в 2020 году

Инициатива властей о включении дорожного сбора в стоимость топлива имеет как свои плюсы, так и минусы.

Дорожный сбор в Беларуси, возможно, будут включать в стоимость топлива. Однако на сегодняшний день отнюдь не все госорганы поддерживают такой вариант развития событий. Какое же решение будет принято на выходе?

 

В поисках справедливости

Вот уже несколько лет автовладельцы в Беларуси платят госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (так называемый дорожный сбор). При этом нынешняя система уплаты сбора не учитывает время, которое люди проводят в дороге. Одни выезжают пару раз в неделю, другие наматывают сотни километров в день.  

Система показалась некоторым автовладельцам не совсем справедливой. Поэтому еще в 2018 году власти подготовили проект президентского указа «О платежах за участие в дорожном движении». Документ в начале 2019-го был вынесен на общественное обсуждение и предполагал, что дорожный сбор автовладельцы будут уплачивать не во время техосмотра, как сейчас, а отдельно.

Предусматривалось, что физлица получат возможность уплачивать дорожный сбор помесячно, а при единовременном внесении денежных средств за 12 и более месяцев проект указа даже предполагал скидку.

Новая система уплаты дорожного сбора, которую планировалось ввести, позволяла гражданам, которые длительное время не пользуются автомобилем (например, зимой), не платить дорожный сбор. Однако и эта система была признана недостаточно справедливой. В Администрации президента посчитали, что нужна еще более справедливая система уплаты дорожного сбора.

Поэтому Минфин сейчас рассматривает вопрос о включении дорожного сбора в стоимость топлива. Замминистра финансов Дмитрий Кийко сообщил в минувшую пятницу журналистам, что этот вопрос будет в ближайшее время обсуждаться на государственном уровне.

 

Дискуссионная тема

Стоит отметить, что еще недавно Минфин выступал против этого варианта. Согласно недавним оценкам министерства, топливо в Беларуси в ближайшие годы и так будет дорожать под воздействием пресловутого российского налогового маневра, который ведет к росту входящей цены для белорусских НПЗ.

Предполагается, что даже при неизменном курсе белорусского рубля в условиях реализуемого Россией налогового маневра ежегодное повышение цен на бензин и дизтопливо ожидается в объеме 13-15 копеек.

В результате, стоимость одного литра топлива к 2024 году может вырасти до одного евро, предположил в статье, опубликованной в апрельском номере журнала «Финансы, учет, аудит», издаваемого Минфином, заместитель начальника отдела косвенного налогообложения, имущественных налогов и иных платежей Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Максим Конюшко.

По его мнению, дополнительное удорожание за счет включения дорожного сбора в стоимость топлива «в создавшихся условиях только повысит социальную напряженность в обществе и негативно скажется на финансово-экономических показателях субъектов хозяйствования».

По информации БелаПАН, против решения о включении дорожного сбора в стоимость топлива выступает концерн «Белнефтехим», который из-за убыточности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок вынужден постоянно повышать цену топлива на одну копейку.

«Концерн не поддерживает включение дорожного сбора в стоимость топлива, это может привести к дальнейшему росту цен», — сообщил БелаПАН собеседник, знакомый с позицией концерна.

По сведениям БелаПАН, Национальный банк, который отвечает за инфляцию, также весьма настороженно относится к поднятой теме. К слову, в 2019 году рост цен на топливо является одним из основных инфляционных факторов, который перечисляет Нацбанк в своих обзорах о ситуации на потребительском рынке.

«Если решение о включении дорожного сбора в стоимость топлива будет принято безо всяких компенсационных мер, которые могли бы сдерживать инфляцию, Нацбанк, наверное, такой вариант не поддержит», — считает собеседник БелаПАН в финансовых кругах.

По мнению эксперта, Нацбанк может поддержать решение о включении дорожного сбора в стоимость топлива только в том случае, если будут приняты дополнительные меры по сдерживанию инфляционных процессов.

 

Как будет дорожать топливо

В общем, судя по неофициальной информации, вопрос о включении дорожного сбора в стоимость топлива может породить большую дискуссию на уровне госорганов, исход которой пока не совсем понятен.

Между тем, белорусские экономисты и журналисты уже пытаются математическим образом оценить возможный эффект на цены из-за включения дорожного сбора в стоимость топлива. Оттолкнемся от официальных данных, которые доступны.

В 2018 году, как следует из доклада Минфина о госфинансах, за счет взимания дорожного сбора в бюджет поступило 272,6 млн рублей. В 2019 году, согласно закону о бюджете, казна рассчитывает получить от уплаты дорожного сбора 290 млн рублей.

С учетом ожидаемой инфляции в 2020 году (5%) поступления бюджета от дорожного сбора могут быть проиндексированы примерно на эту же величину. Соответственно, можно предположить, что поступления в бюджет на 2020 год от дорожного сбора могут быть запланированы в пределах 305 млн рублей.

На какую величину нужно поднять цену топлива, чтобы казна смогла собрать эти деньги в 2020 году?

Согласно официальным данным, в 2018 году было произведено в Беларуси 3,5 млн тонн автобензина, в том числе на экспорт заводы отправили 2,16 млн тонн, импорт автобензинов был совсем небольшой (19,6 тыс. тонн). Соответственно, поставки на внутренний рынок в прошлом году составили 1,36 млн тонн бензина.

Также в 2018 году в Беларуси было произведено 6,6 млн тонн дизельного топлива, из которых 3,13 млн тонн было поставлено на экспорт, импорт был также небольшим (0,21 млн тонн). Соответственно, на внутренний рынок было поставлено 3,68 млн тонн дизельного топлива.

Всего, как видим, в 2018 году на внутренний рынок поступило (путем розничных и оптовых продаж) немногим более 5 млн тонн автомобильного топлива (с учетом дизтоплива и автобензина). В тонне нефтепродуктов (плотность зависит от марки топлива и температуры продукции) более 1,2 тыс. литров. Таким образом, порядка 6 млрд литров автомобильного топлива было реализовано в 2018 году.

Соответственно, чтобы собрать с реализации такого объема топлива 305 млн рублей дорожного сбора, в 2020 году нужно будет поднять цену на 5 копеек за литр.

К такому выводу пришли экономисты Исследовательского центра ИПМ.

 

Как избежать народного гнева

Предложение о включении платы за пользование дорожной инфраструктурой в цену топлива может и уместно, считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

«В принципе, с одной стороны, предложение логичное. Тот, кто больше ездит, в этом случае будет платить больше за пользование дорожной инфраструктурой», — полагает Александр Чубрик.

Однако, с другой стороны, экономист обращает внимание, что топливо в Беларуси в 2018-2019 постоянно дорожает. За этот год оно уже дорожало 15 раз на одну копейку и на этом фоне включение дорожного сбора в цену топлива сродни предложению подлить масла в огонь. Население и так уже устало от постоянного роста цен на автозаправках, а тут еще и это.

«Нынешняя система, когда госпошлину для финансирования дорожной инфраструктуры автовладельцы уплачивают во время прохождения техосмотра, худо-бедно работает, вроде из-за этого никто акции протеста не устраивает, поэтому острой необходимости в пересмотре этой системы пока не видно», — отмечает Александр Чубрик.

Научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова считает предложение о включении дорожного сбора в стоимость топлива несвоевременным.

«Из-за влияния налогового маневра цены на бензин в Беларуси и так постоянно растут. На этом фоне включение дорожного сбора в цену топлива может вызвать дополнительное раздражение у населения», — предполагает Мария Акулова.

По ее мнению, чтобы эта мера не вызвала народный гнев, должна быть прозрачная система контроля за расходованием собранных средств.

«Если люди в регионах платят дорожный сбор, а дороги не ремонтируются, то такие ситуации могут порождать в головах людей ежедневное недовольство», — считает Мария Акулова.

Сейчас половина собранных средств уходит на финансирование республиканских дорог, половина — на дорожную инфраструктуру в регионах. Некоторые эксперты предлагают полностью отдавать эти деньги местным властям для благоустройства дорог.

«Сегодня местные власти испытывают недостаток финансирования и по этой причине в недавнем прошлом подняли по максимуму имущественные налоги, что стало тормозом для реализации инвестиционных проектов в регионах. Чтобы на местах смогли наконец привести в порядок свои дороги, наверное, поступления от взимания дорожного сбора стоило бы полностью перечислять в местные бюджеты», — предложил в комментарии для БелаПАН заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.