Директор МТЗ — о возможном уходе, новых экостандартах и агрессивном экспорте

Федор Домотенко рассказал о планах Минского тракторного завода.

Минский тракторный завод внедряет новые экологические стандарты, чтобы повысить конкурентоспособность на европейском рынке и сохранить имеющиеся позиции на российском.

Об этом на выставке «Белагро-2019» в беседе с Naviny.by рассказал генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко.

Фото из архива БелаПАН

Недавно TUT.by со ссылкой на источники писал, что Домотенко может покинуть завод, где он работает почти пять лет. Гендиректор предприятия сообщил, что ему об этом ничего неизвестно, но он готов работать там, куда направит его глава Беларуси.

«Я к этим вопросам отношусь спокойно. Где скажет глава государства, там и буду работать. Пока я работаю так, как и работал. В обычном режиме рассматриваю текущие вопросы производственно-хозяйственной деятельности», — сказал Naviny.by Федор Домотенко.

Сейчас перед предприятием, в частности, стоит задача по переходу на новые экологические нормы. Так, по словам главы МТЗ, с 15 марта в Евразийском экономическом союзе техника должна соответствовать стандарту Stage II.

«С 15 марта мы работаем в новых условиях. Трактор соответствует новому экологическому стандарту Stage II. Нам нужно было время перестроиться, но для завода важны новые экологические норм. Надо шагать в ногу со временем», — сказал Домотенко.

Предприятие также готовится к поставкам на европейский рынок тракторов с более высокими экологическими нормами. В 2019-2020 годах в Европе будут введены стандарты Stage V. Они значительно строже действующих экологических норм и направлены на ограничение выбросов вредных веществ.

На «Белагро-2019» был представлен трактор Belarus 5022 мощностью 500 лошадиных сил (л.с.). На нем установлен двигатель высшего экологического класса Stage V американской компании Caterpillar (CAT). Контракт на поставку этих двигателей между МТЗ и официальным партнером CAT в Европе и СНГ немецкой компанией Zeppelin Power Systems был подписан в ноябре прошлого года.

«Это трактор, который заказал Минсельхозпрод. Сейчас они изучают его потребность. Тут американские самые современные двигатели, которые соответствует всем мыслимым и немыслимым нормам. Он должен пройти испытания. Это как минимум два-три года. А потом пойдет в народное хозяйство», — рассказал про новую модель гендиректор МТЗ.

На примере трактора мощностью 500 лошадиных сил демонстрируется идея новых тракторов Yellow Line («желтая линия») для европейского рынка. В этой линейке будет разработана и произведена гамма тракторов мощностью от 65 до 500 л.с., сказано на стенде МТЗ.

Вместе с тем основным рынком сбыта для МТЗ по-прежнему остается Россия. Правда, там компания столкнулась с рядом сложностей. Речь идет о значительном увеличении программ субсидирования российских производителей и их непрямой поддержке. Кроме того, в России ужесточают требования к производству техники.

«Раньше было проще с точки зрения узловой сборки. Сейчас Российская Федерация более жестко поставила вопрос. Они требуют практически перенос на свою территорию определенных технологических операций. Их семнадцать. Мы даже готовы согласиться на четырнадцать, но я никогда не соглашусь на производство трансмиссии, мостов в Российский Федерации. Это практически перенести завод на другую территорию. В этом не вижу смысла. Это невыгодно экономически. Это вывод добавленной стоимости из страны, уменьшение зарплаты белорусских работников», — подчеркнул Домотенко.

При этом, заверил он, на предприятии даже «не допускают мысли потерять российский рынок», но готовы поставлять технику по всему миру. Сейчас продукция МТЗ присутствует в 150 странах. В прошлом году на экспорт было поставлено более 30 тысяч единиц техники на 560 млн долларов.

«Нужно по всему миру поставлять, потому что в одной стране — оранжевая революция, в другой — политический передел. Мы должны быстро перестраиваться и поставлять там, где благоприятная обстановка», — сказал Домотенко.

Одной из таких нестабильных стран является Венесуэла, где был построен завод по сборке тракторов Belarus. Сейчас этот проект заморожен, но гендиректор Минского тракторного завода считает, что из Венесуэлы рано уходить.

«Преждевременно уходить из Венесуэлы. Это хороший рынок. Он востребован венесуэльцами. Придет время, и проект там будет работать. Завод там есть. Он заточен именно под сборку трактора Belarus», — сказал Домотенко.

В этом году МТЗ поставило перед собой задачу увеличить экспортные продажи до 35 тысяч единиц и валютную выручку до 660 млн долларов.