Всемирный банк: белорусов нужно защитить от шоков

Эксперты банка предлагают модернизировать систему соцзащиты, чтобы смягчить для населения негативные последствия неизбежных реформ.

В ближайшие годы, согласно обновленному прогнозу Всемирного банка, темпы экономического роста в Беларуси будут низкими (менее 2% в год). Чтобы повысить конкурентоспособность белорусской экономики, эксперты банка рекомендуют провести реструктуризацию госпредприятий и подготовить население к таким реформам.

 

Нерадужные перспективы

В 2019 году белорусская экономика вырастет всего на 1,8%, в 2020 году — на 1,3%, в 2021 году — на 1,2%, говорится в новом экономическом обзоре Всемирного банка.

«Даже такой скромный прогноз зависит от частичной — по крайней мере, на уровне 50% — компенсации потерь от проводимого в России так называемого налогового маневра, что подразумевает утрату экспортных пошлин на нефтепродукты, которые в настоящее время зачисляются в белорусский бюджет, а также более высокие цены на сырье для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий», — считают эксперты Всемирного банка.

По их мнению, без такой компенсации рост белорусской экономики «может замедлиться еще больше из-за возможной корректировки объема производства в нефтехимическом секторе, а потерю доходов необходимо будет компенсировать дополнительной корректировкой в фискальном секторе, по причине выполнения обязательств по погашению долга, что скажется на темпах экономического роста».

Растущий государственный долг Беларуси, считают экономисты Всемирного банка, значительная доля которого выражена в иностранной валюте, «и неопределенность в отношении негативных побочных эффектов налогового маневра, наряду с ухудшением двусторонних торговых отношений, представляют значительные риски для экономического роста Беларуси».

По мнению Всемирного банка, одной из основных задач является укрепление конкурентоспособности белорусской экономик и, соответственно, ускорение диверсификации экспорта.

«Текущий профиль экспорта делает белорусскую экономику чрезвычайно уязвимой к внешним шокам, возникающим в результате двусторонних торговых споров и колебаний цен на сырье», — говорится в обзоре Всемирного банка.

Они считают, что перспективы роста ВВП в Беларуси «зависят от реализации мер политики, направленных на повышение экономической эффективности».

Государственные предприятия Беларуси, считают эксперты, по-прежнему являются главным источником фискальных рисков.

«Дальнейшая реструктуризация государственных предприятий необходима для расширения пространства для развития частного сектора, поскольку рост малых и средних предприятий может упереться в “стеклянный потолок” ввиду того, что ресурсы направляются на другие, менее продуктивные цели», — считают эксперты Всемирного банка.

 

Население нужно защитить от шоков

Во Всемирном банке полагают, что нынешняя система социальной помощи не позволяет должным образом защитить население в случае проведения реформ в госсекторе. 

«Существующая система социальной защиты требует совершенствования для сокращения малообеспеченности и смягчения последствий экономических шоков», — говорится в специальной записке, которую подготовил Всемирный банк.

По мнению экономистов банка, роль госсектора как элемента предоставления социальной защиты ослабевает.

«С начала 2000-х годов и вплоть до 2008 года мощный экономический рост и центральная роль государственного сектора в экономике помогли Беларуси добиться значительных успехов в сокращении уровня бедности», — отмечают экономисты Всемирного банка.

Они напоминают, что в тот период «государственный сектор предоставлял косвенную социальную помощь в виде гарантированных рабочих мест на госпредприятиях, ценового контроля, а также косвенных энергетических субсидий».

Вместе с тем, считают они, рецессия 2015-2016 годов обнажила ряд структурных слабостей белорусской модели экономического роста и «по мере того, как растущее число государственных предприятий сталкиваются с финансовыми затруднениями, роль госсектора как источника социальной защиты ослабевает».

В этой связи экономисты Всемирного банка считают, что в Беларуси нужно перестраивать систему социальной помощи.

 

Пособия для «работающих бедных»

Эксперты обращают внимание, что ежегодно Беларусь тратит на социальную помощь 2,5% ВВП (в Европе и Центральной Азии этот показатель составляет 2,2%).

Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что в Беларуси около 70% соцпомощи уходит на выплату пособиям семья, имеющим детей, пособия по инвалидности и социальные пенсии являются второй и третьей по величине категорией расходов соответственно.

«Только 3% от общих расходов на систему социальной защиты идут на адресную помощь малообеспеченным гражданам, а расходы на пособия по безработице занимают крайне незначительную долю в общих расходах», — подчеркивают экономисты Всемирного банка.

В то же время, как считают эксперты банка, современная система соцзащиты должна позволять снижать «неопределенность неблагоприятных последствий реформ, будь то повышение тарифов на коммунальные услуги или же рост безработицы в период структурных реформ».

Во Всемирном банке полагают, что «существующие механизмы социальной помощи недостаточны для поддержки движения рабочей силы из менее производительных отраслей и предприятий в более производительные».

«Расходы на пособия по безработице и меры активной политики на рынке труда остаются незначительными. Таким образом, необходим пересмотр существующих подходов и уровней расходов с тем, чтобы увеличить размер пособий по безработице, охват государственной адресной социальной помощи, а также спектра активных мер на рынке труда», — говорится в специальной записке Всемирного банка.

В частности, экономисты банка предлагают предоставлять в Беларуси ежемесячные пособия всем семьям с невысоким доходом («работающим бедным») и одновременно с этим создавать стимулы к труду.