Кому Беларусь должна более 20 миллиардов долларов

Более 80% внешнего госдолга Беларуси приходится на Россию и Китай.

Данные о том, сколько Беларусь платит по долгам, публикуются ежемесячно. Вместе с тем, публичные источники не сообщают о том, кому и сколько Беларусь еще остается должна. А вот владельцы белорусских евробондов недавно об этом узнали.

Фото pixabay.com

 

Главные кредиторы Беларуси

В конце апреля Банк развития, который является финансовым институтом белорусского правительства, впервые разместил облигации на европейском рынке. Для того чтобы занимать деньги посредством выпуска евробондов, приходится для инвесторов раскрывать много информации, в том числе о состоянии государственного долга.

Данные Минфина на этот счет есть в проспекте эмиссии облигаций Банка развития, с которым ознакомился БелаПАН. В частности, там опубликована разбивка внешнего государственного долга по кредиторам, то есть становится понятно, кому и сколько Беларусь еще должна.

Данные Минфина о структуре внешнего госдолга в разрезе кредиторов приводятся по состоянию на 31 декабря 2018 года. Тогда внешний госдолг Беларуси составлял 16,9 млрд долларов, а на 1 мая 2019-го, согласно последним данным Минфина, — 16,7 млрд, то за первые четыре месяца этого года практически не изменился.

Как выясняется, более 80% накопленной задолженности Беларуси по внешнему госдолгу приходится на Россию (7,9 млрд долларов), Китай (3,3 млрд долларов) и Евразийский фонд стабилизации и развития (2,68 млрд долларов). Однако поскольку ЕФСР формируется за счет отчислений Москвы и ключевые решения там принимает министр финансов России, евразийские деньги полностью тождественны российскому финансированию.

У западных кредиторов (МБРР, ЕБРР и инвесторов, которые вложились в белорусские евробонды) Беларусь на конец 2018 года заняла 3 млрд долларов.

Таким образом, если отталкиваться от данных Минфина, приведенных в проспекте эмиссии евробондов Банка развития, на конец 2018 года 62,7% внешнего госдолга Беларуси приходилось на Россию, 19,5% — на Китай, оставшиеся 17,8% — на западных кредиторов.

Накопленный внешний госдолг имеет среднюю ставку 4,9% годовых и средний срок погашения — 5,6 лет.

Что касается внутреннего госдолга, то инвесторы, которые вложились на внутреннем рынке в гособлигации, не раскрываются. Говорится лишь, что это «юридические и физические лица».

Внутренний госдолг Беларуси составляет около 4 млрд долларов, а в совокупности с внешним общая задолженность государства перед кредиторами превышает 20 млрд долларов.

Более 80% белорусского внутреннего госдолга номинировано в иностранной валюте. При этом средняя ставка валютных облигаций, благодаря которым Минфин на внутреннем рынке привлек заимствования, составляет 5,95% годовых.

Исходя из данных Минфина, опубликованных в проспекте эмиссии евробондов Банка развития, можно сделать вывод, что белорусские власти рассчитывают на сокращение уровня госдолга и платежей по нему.

Так, согласно обновленному прогнозу Минфина, в 2019 году платежи по обслуживанию и погашению госдолга составят 3,29 млрд долларов. В 2020 году они оцениваются в 3,63 млрд долларов, в 2021-м составят 3,28 млрд долларов, в 2022-м — 3,46 млрд долларов, а в 2023-м — 3,83 млрд долларов.

После этого, согласно официальному прогнозу властей, ежегодные платежи по госдолгу снизятся до 2,53 млрд долларов в 2024 году и 2,35 млрд в 2025-м.

Кстати, к 2025 году величина госдолга, согласно планам властей, должна уменьшиться до 25% ВВП. Сейчас госдолг по методологии Минфина составляет порядка 35% ВВП.

 

Будущее белорусского госдолга  

Независимые эксперты ожидают, что структура государственного долга в ближайшие годы может измениться, так как есть вероятность, что из-за сложных отношений с Россией Беларусь будет привлекать государственные заимствования в Китае.

«Ранее Россия постоянно помогала Беларуси кредитами, и вопрос о поисках альтернативных источников финансирования в нашей стране не считался особо актуальным. Сейчас ситуация другая. Беларусь ведет сложные переговоры с Россией по ряду вопросов, и в сложившихся условиях государство, скорее всего, будет искать альтернативные источники внешнего финансирования», — прогнозирует научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Как известно, Минфин Беларуси сейчас ведет переговоры о привлечении суверенного займа у Китая на 600 млн долларов, хотя раньше эти деньги, необходимые для рефинансирования платежей по госдолгу, официальный Минск рассчитывал привлечь в Москве.

«Многие российские кредиты имеют серьезную политическую составляющую и могут использоваться как инструмент давления на Беларусь. Поэтому с этой точки зрения попытки Минска замещать российские займы китайскими вполне логичны», — считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Что касается официальных планов по снижению госдолга, то эксперты сомневаются в их реалистичности.

«Сейчас Беларусь ежегодно платит по госдолгу более 3 млрд долларов, для нашей страны это большие деньги, поэтому снижение долговой нагрузки — желательная задача», — считает Ирина Точицкая.

Однако, продолжает она, вызовы, с которыми столкнется белорусская экономика в ближайшие годы, могут не позволить решить задачу по снижению госдолга.

В частности, эксперты напоминают, что из-за реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России потери Беларуси в 2019-2024 годах могут составить более 10 млрд долларов. Соответственно, чтобы компенсировать такие потери, могут потребоваться новые заимствований.

Эксперты сомневаются в перспективах снижения белорусского госдолга еще и по той причине, что предпосылок для ускорения белорусской экономики не видно.

«Чтобы государственный долг снижался, экономика должна генерировать необходимый для этого денежный поток. В ближайшие шесть лет, чтобы госдолг снижался, среднегодовые темпы экономического роста должны быть в районе 4-5%, однако, исходя из сегодняшней ситуации, предпосылок для таких темпов роста экономики не видно», — полагает Дмитрий Крук.

К слову, Всемирный банк, который на этой неделе обновил экономический прогноз по Беларуси, ожидает, что в ближайшие годы темпы экономического роста в нашей стране будут составлять менее 2% в год. А если Россия не компенсирует Беларуси негативные последствия, связанные с пресловутым налоговым маневром, то этого роста вообще может не быть.

Так что официальным планам по снижению госдолга вряд ли суждено сбыться.