МАРТ хочет поменять правила игры для торговых сетей. Для всех или только одной?

Гендиректор «Евроторга» заявил, что в ближайшие десять лет новые правила будут действовать только в отношении их компании.

Общественно-консультативный совет при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли на заседании 14 июня поддержал разработанный министерством проект указа президента «О противодействии монополизации в области торговли». Основным критиком документа выступает «Евроторг» — крупнейшая торговая сеть страны.

 

МАРТ против дискриминации участников рынка

За принятие проекта проголосовали 15 членов совета, против — два.

Общественное обсуждение документа началось 10 июня. Проект указа предлагает признавать занимающим доминирующее положение на рынке субъект торговли, доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров по всей стране за предыдущий финансовый год превышает 15%, а не 35%, как требует общее антимонопольное законодательство. Вводится также ряд требований, при нарушении которых торговыми сетями сделки будут считаться ничтожными.

Торговые сети, согласно проекту, должны самостоятельно рассчитать свою долю на рынке и уведомить о ней госорганы. Субъекты торговли, занимающие доминирующее положение, также обязаны размещать на своих сайтах правила собственной торговой практики и списки аффилированных организаций.

Проектом предусмотрена административная ответственность за нарушение норм будущего указа, что потребует внесения изменений в КоАП.

Серьезные ограничения планируется ввести и в отношении организации ретейлерами рекламных игр.

Первый заместитель министра Артур Карпович отметил на заседании, что документ направлен на усиление борьбы с недобросовестной конкуренцией.

«Потребительские товары — одна из самых чувствительных для населения статей затрат. В этой связи данные вопросы требуют со стороны государства постоянного внимания, установления и корректировки правил игры, контроля за их исполнением», — заявил он.

По словам первого замминистра, за четыре года количество сетевых магазинов в стране увеличилось в три раза — до более чем 30 тысяч из 49 тысяч действующих в стране розничных торговых объектов. Таким образом, констатировал замглавы МАРТ, доля сетевых магазинов составляет около 60%. Совокупная площадь сетевых магазинов в общей площади розничной торговли продовольствием составляет 80%.

При этом Карпович отметил, что рост сетей, по мнению министерства, приводит к дискриминационным условиям как для поставщиков товаров, так и для других участников рынка розницы.

Сейчас в МАРТ находится семь обращений субъектов хозяйствования в связи с имеющимися, с их точки зрения, нарушениями со стороны сетей, в первую очередь крупнейшего ретейлера — ООО «Евроторг».

Карпович сообщил, что в январе в МАРТ поступило коллективное письмо шести бизнес-союзов с предложением ввести дополнительное регулирование сетевых торговых организаций. В связи с этим был подготовлен проект указа президента о дополнительном регулировании монополистической деятельности в торговле. По мнению бизнес-союзов, рост сетевой торговли ведет к сокращению доли на рынке малого и среднего бизнеса и ухудшению положения поставщиков.

Чиновник отметил, что сейчас сферу торговли и общественного питания напрямую затрагивают 9 кодексов и законов, 26 декретов и указов, более 30 постановлений правительства и около 50 ведомственных актов.

По его словам, изначально разработчики не планировали ограничиваться потребительским рынком, но из-за несогласия некоторых госорганов нормы документа будут распространяться только на торговые сети, специализирующиеся на продовольствии.

Исполнительный директор ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская подчеркнула, что ассоциация выступает против монополизации рынка, однако законопроект нужно доработать, чтобы «не сломать того, кто вырвался вперед».

«Лучше для страны иметь три-пять крупных сетей, которые были бы сбалансированы по объемам и конкурировали друг с другом», — считает руководитель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

 

Указ против «Евроторга»?

На заседание был приглашен генеральный директор крупнейшего ретейлера — ООО «Евроторг» — Андрей Зубков. Он заявил, что проект указа о противодействии монополизации торговли направлен исключительно против магазинов сети «Евроопт».

По данным «Евроторга», в 2018 году в стране насчитывалось 862 магазина «Евроопт». Выручка компании составила более 4,5 млрд рублей. Основными владельцами ООО являются проживающие за границей бизнесмены Сергей Литвин и Владимир Василько.

«Хотел бы заметить, что указ звучит как регулирование сетей, но по факту идет разговор о регулировании только «Евроторга». Это вообще уникальный случай, когда создан законодательный акт, который работает только в отношении компании «Евроторг», — отметил он. — Если вы представляете себе ситуацию на розничном рынке, я смело могу утверждать, что в ближайшие десять лет этот указ будет касаться только «Евроторга».

Зубков заявил, что «Евроопт» занимает 19% в общем объеме розничной торговли продтоварами.

«Наши конкуренты из сетей номер два и номер три занимают около трех процентов каждая. Даже если они будут развиваться с 30-процентной динамикой в год, они достигнут доли рынка в 15% через десять лет», — считает гендиректор компании. При этом он сомневается в перспективах прихода в Беларусь иностранных ретейлеров.

«Разговор идет о том, что, ребята, вы слишком эффективно работаете, давайте снизим вашу эффективность, — полагает Зубков. — Какую цель ставят инициаторы указа? Вы правильно заметили, мы занимаем 19% продовольственного рынка страны. Так вы хотите ввести в турбулентное состояние 19% рынка? Вы хотите, чтобы мы завтра стали убыточными? То есть слишком хорошо, а завтра будут нас всем миром спасать?

По словам гендиректора «Евроторга», основной нормой проекта, которая может нанести ущерб его компании, является запрет преференций для поставщиков. Бонусы для них со стороны ретейла он назвал обычной рыночной практикой.

Зубков отрицает претензии МАРТ о том, что «Евроопт» прибегает к недобросовестной конкуренции при работе с поставщиками. Компания сейчас оспаривает их в Верховном суде.

Вторым дискриминационным положением Зубков считает ограничение рекламных игр. По его словам, торговая сеть может потерять до 10% посетителей.

Глава компании полагает, что антимонопольный орган, которым является министерство, упрекает ее в самом факте доминирования, а не в нарушениях.

Руководитель «Евроторга» также заявил, что компания работает с рентабельностью в пределах 1%.

Представители министерства не согласились с доводами Зубкова. По словам заместителя министра Ивана Вежновца, торговая сеть демонстрирует «фактическое доминирование», несмотря на то что нормы общего антимонопольного законодательства не нарушаются. «Ключевой момент проекта указа — торговые сети должны работать открыто и прозрачно», — добавил он.